* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#""
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ступлению ок. 15 тыс. последователей Ли Хунчжи перед зданием правительства КНР с требованием терпимости к своей деятельно сти. В июле 1999 был принят закон, запрещающий деятельность Ф., а несколько его активистов, занимавших высокие общественные и государственные посты в Китае, предстали перед судом и были при говорены к длительным срокам тюремного заключения. Жестокие преследования побудили приверженцев Ф. обратиться за поддерж кой к мировой общественности. В результате Ф. приобрел между народную известность, его объединения появились во многих стра нах, в т. ч. в России. На рус. языке издано несколько книг Ли Хунчжи, распространяются видеокассеты с показом упражнений гунфа, проводятся семинары и конференции.
Е.Г. Балагушкин
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — религиоведческая дисципли на, представители которой используют при изучении религиозных явлений методы, категории и понятия философской феноменоло гии. Зародившись в первые десятилетия 20 в. в Германии и Голлан дии, Ф. р. нашла там многочисленных сторонников. В Германии вид нейшими феноменологами религии были Р. Отто, М. Шелер, Й. Вах, Ф. Хейлер. В голландском религиоведении большой вклад в разви тие Ф. р. внесли П.Д. Шантепи де ла Соссе, Г. ван дер Леув, У.Б. Кристенсен, К.Ю. Блеекер. В перв. пол. 20 в. Ф. р. получила распространение в других странах континентальной Европы. Во Франции, напр., в феноменологическом ключе работал Г. Берже, в Италии Р. Петтацони. Под влиянием Ваха, эмигрировавшего в 1935 в США, Ф. р. нашла последователей в Сев. Америке. Среди них заметно выделялись сторонники Чикагской историко феноменоло гической школы — М. Элиаде, Дж. Китагава, Ч. Лонг, Ф. Эшби. Несколько позже и с гораздо большими трудностями Ф. р. упро чилась в Англии, где она представлена в первую очередь трудами Н. Смарта. В 1930–1950 х гг. Ф. р. стала пользоваться огромным авторитетом среди исследователей религии, более того, она стала претендовать на роль общей религиоведческой теории. Многие идеи Ф. р. оказались созвучными христианской мысли 20 в. и вошли в арсенал протестантской и католической теологий. Но даже в этот «звездный» для нее период Ф. р. не смогла конституироваться в отчетливо выраженное религиоведческое направление. Справедли во суждение о том, что в перв. пол. 20 в. существовало столько разновидностей Ф. р., сколько было самих феноменологов религии. Тем не менее можно выявить общие моменты, которые воспроиз водились во всех построениях, относимых к Ф. р. Особенно отчет ливо эти общие моменты прослеживались в сфере методологии. Все Ф. р. использовали такие методы, как сравнительный анализ и клас сификация религиозных феноменов. Этим методам отдавали пред почтение сторонники т. наз. дескриптивной Ф. р., получившей рас пространение в Скандинавских странах. Они подчеркивали эмпи рический и описательный характер своей дисциплины и зачастую ставили знак равенства между Ф. р. и сравнительным религиоведе нием. Методы сравнения и классификации использовались и теми религиоведами, которые демонстрировали свою близость к фило софской феноменологии и ставили своей целью усмотрение сущ ностей религиозных феноменов, их глубинных структур и значе