* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#!"
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА
вил для своих подданных правило: каждый маньчжур должен знать родной язык, владеть искусством стрельбы из лука и почитать ша манизм. Следование этому правилу стало препятствием растворе нию маньчжуров в китайском культурном массиве. Шаманизм был тесно связан с родовой организацией тунгусо маньчжуров. Крепость семейных, родовых традиций обусловила большую роль культа предков в Т. м. р. Каждый род (у маньчжуров — хала) имел своих родовых духов и деифицированных предков (у маньчжуров — вэ чэку). Духи предков воспринимались как существа, заслуживающие огромного почтения, но при этом достаточно опасные, требующие постоянных даров и других знаков внимания; такое восприятие обусловило развитую обрядность культа предков. Промысловая, воен ная и другие виды магии занимали видное место в Т. м. р. Среди большей части тунгусо маньчжуров Т. м. р. существовала как ро доплеменная религия. Военно политические успехи маньчжуров, за воевавших Китай и установивших династию Цин (1644–1911), по будили маньчжурских правителей предпринять усилия к развитию своей религиозной традиции до уровня государственной религии. В 1644 шаманизм был провозглашен официальной религией Китая. В Запретном городе, пекинской резиденции императоров, находился сохранившийся доныне храм Кун нин гун, в котором отправлялись официальные шаманские культы. При Цинском дворе была произ ведена унификация шаманских обрядов разных родов и в 1747 со ставлен общий свод камланий «Устав шаманской службы» («Устав маньчжурских жертвоприношений духам и Небу»). После изгнания маньчжурской династии религия маньчжуров и их культура подвер глись в 20 в. сильному давлению с ханьской, китайской стороны. Однако вплоть до нач. 21 в. религиозные традиции маньчжуров, в том числе шаманизм, сохраняются, хотя и в значительно ослаблен ном виде, в Сев. Вост. Китае и обладают статусом официально при знанной властью КНР религии. В России Т. м. р. фрагментарно со храняется среди эвенков, орочей, нанайцев, некоторых других наро дов тунгусо маньчжурской группы. Большинство эвенков Приамурья и юж. Якутии выступает в той или иной мере носителями шаманс ких верований: эвенки признают шаманство как особый религиоз ный институт, сохраняют веру в особые способности шаманов, при необходимости обращаются или готовы обратиться к шаману за по мощью. Между тем численность шаманов минимальна, явная линия преемственности не выражена. На нач. 21 в. здесь действовал фак тически один шаман — Семен Степанович Васильев (род. 1938, род Илылас). В Эвенкии (Красноярский край) Т. м. р., шаманизм пред ставлены более весомо. В пров. Хэйлунцзян, где проживает ок. 7 тыс. орочонов, в 1997 в их среде оставалось только два шамана (мужчина и женщина), очень редко отправлявших обряды. Синкретизация Т. м. р. с др. религиозными традициями — китайской, монгольской, якутской, позднее русской происходила во все исторические пери оды, продолжается она и в 21 в.
А.П. Забияко
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА — немецкая рационалистическая школа библеистики, сформировавшаяся в Тюбингенском ун те в перв. пол. 19 в. В отличие от либерально протестантской школы экзегезы А. Ритчля и А. фон Гарнака, стоявшей на позициях кан