* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#!
ТУНГУСО МАНЬЧЖУРСКАЯ РЕЛИГИЯ
чено и описано в индуистской йоге, где одним из высших трансо вых состояний и целью сотериологических усилий является самад хи. Все психоментальные процессы (восприятия, категоризация об разов восприятия, воображение, осознание собственного «я» и др.) в этом типе самадхи останавливаются, и внутренний мир редуциру ется к одному состоянию. Исчезает различие между субъектом и объектом, следствием этого становится переживание единства все го сущего, тождества субъекта всеобъемлющему единству. Адепт достигает высшей цели — освобождения. Устранение субъектно объектных оппозиций и редукция собственной идентичности — ти пичные содержания Т. р. В процессе вхождения в Т. р. редуциру ются многие свойственные нормальному (базисному) состоянию со знания рациональные установки и когнитивные модели, благодаря чему эмоциональные и бессознательные компоненты психики мо гут стать основным содержанием трансовой ментальности. Мини мизация рациональных установок и когнитивных моделей способ на в состоянии транса резко активизировать креативные способно сти интуиции и продуцировать когнитивный акт, который в совре менной науке обозначен термином «инсайт», а в религиозных куль турах издревле известен как «озарение» (в буддизме: кит. — у, яп. — сатори) и «просветление» (в буддизме — бодхи). Многие религиоз ные истины являются продуктом «откровения», данного носителям харизмы в состоянии Т. р. через акт «озарения». Содержанием Т. р. могут выступать галлюцинации, «видeния» и прочие неадекватные повседневному опыту феномены. Не всегда, однако, содержание Т. р. после выхода человека из него может быть отчетливо рекон струировано, во первых, из за типичного для посттрансового со стояния эффекта амнезии, а во вторых, из за характерного фено мена «невыразимости» содержания Т. р. в понятиях и образах обы денного опыта.
А.П. Забияко
ТУНГУСО МАНЬЧЖУРСКАЯ РЕЛИГИЯ — свойственные наро дам тунгусо маньчжурской группы верования, религиозно мотиви рованные психоментальные состояния, обряды, социальные отно шения. Этногенез народов, говорящих на тунгусо маньчжурском языке алтайской языковой семьи, восходит к располагавшимся се вернее Великой Китайской стены племенам сушэней, илоу, уцзи, мохэ, некоторым др. На своих восточных границах предки тунгусо маньчжурской группы контактировали и частично смешивались с предками корейцев, на западных — с монголами и тюркскими пле менами, что отчасти накладывало отпечаток на культурные и рели гиозные особенности тунгусо маньчжурских народов. Локализация прародины общности — дискуссионная проблема, допускающая два основных варианта: 1) Маньчжурия и Приамурье, 2) Прибайкалье. В I тыс. н. э. в результате миграций начинают формироваться круп ные обособленные общности (напр., троицкие мохэ), развитие ко торых приводит к появлению к сер. II тыс. современных этнических групп — маньчжуров, эвенков (тунгусов), эвенов, орочей, нанайцев, удэгейцев, ульчей, некоторых др., проживающих на огромной тер ритории от Енисея до Охотского моря. В настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке России численность народов этой группы со ставляет ок. 50 тыс., в Китае маньчжуров — ок. 10 млн, эвенков