* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#
ТЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА
редь это связано с наличием андрогенных или феминных божеств, что делает неактуальным возникновение антипатриархатной и соот ветственно феминистической теологии. В этих религиозно культур ных средах (индуизм, буддизм и т. д.) феминизм реализуется только в социально политической сфере жизни общества в борьбе женщин за равные права.
А.В. Третьяков
ТЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА — теологическое направ ление, сформировавшееся в христианстве на основе двух взаимо исключающих друг друга концепций. Первая концепция восходит к Платону, который противопоставлял тело душе: тело есть «тем ница» души, или: человек — это прежде всего душа, обладающая телом, она — субстанция, форма тела. Вторую концепцию выра жал Ветхий Завет, снимавший вопрос о противопоставлении души телу; в Ветхом Завете человек уже не «обладает» телом как чем то внешним по отношению к нему, он — также и тело. В Новом За вете Т. ч. т. развивается в посланиях апостола Павла, для которого тело является не только «земным». но и «небесным» элементом це лостного человека; здесь, на земле, тело хотя и подвержено греху и смерти, однако и оно предназначено к возвышению и обретению «пневмы» (духа). Задачу христианской теологии (до конца еще не выполненную) богословы видят в синтезе платоновской антрополо гии и антропологии библейской. Фома Аквинский предпринял по пытку выразить христианскую идею тела при помощи аристоте левских категорий формы и материи: тело является субстанцио нальным «выражением» души, которая лишь в нем обретает свою конкретную реальность; самореализация души невозможна без по средничества материи; чем полнее указанная самореализация, т. е. чем в большей мере человек обретает духовность, тем в большей мере душа воплощается в его теле. Из этого следует, что тело ста новится «открытым к другим» и, напротив, что душа реализуется в той мере, в какой развивается совместное бытие человека с те лесными людьми в телесном мире. Данную теорию в целом воспри няла современная Т. ч. т. Она утверждает, что когда библейская антропология говорит: «И Слово стало плотию» (Ин. 1:14), то имеет в виду то, что Логос стал человеком; что Иисус Христос является единственным целостным (неразделяемым на духовный и мате риальный элементы) человеком; что он совершает акт искупления с помощью тела и пролитой им крови. Это, в свою очередь, свиде тельствует о том, что в конструировании «Божьего народа» — церк ви, реализующей свою сущность посредством святых таинств и про поведи Царства Божьего, самое непосредственное участие прини мает и телесная организация человека. Т. обр., тело не только инспирирует грех, оно с необходимостью становится причастным к процессу искупления людей, осуществленного Иисусом Христом. Поэтому современная христианская теология, говоря о теле, что это «храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19), утверждает, что частица этого Духа будет находиться не только в «чисто духов ном» элементе (душа) человека во время его будущего воскреше ния, но и в его теле; объектом божественной благодати является целостный человек и все человечество во всей его телесности.
Ф.Г. Овсиенко