* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТЕОЛОГИЯ «СМЕРТИ БОГА»
#
ной революции, проявившейся на исторической арене вместе с по явлением Христа. Он обвинял традиционную христианскую теоло гию в пассивности; исходя из постулата о греховности человека, эта теология считает невозможным изменение общественных от ношений. Сегодня такая теология устарела, и способствовать фор мированию у человека активной позиции должна новая теология. Активная позиция, по убеждению Вендланда, должна сочетать в себе элементы традиционного социального учения католицизма и социа листической теории базироваться на концепции ответственного общества (responsible society), а не на декларируемой Шоллом кон цепции насилия. Еще более мягкий вариант Т. р. был предложен рядом западноевропейских теологов (Т. Рендторф, Х.Э. Тёдт и др.). Западноевропейские представители Т. р., полностью отвергая «ре волюционное насилие», ратуют за соединение идеи революции, по нимаемой прежде всего как радикальное религиозно нравственное преображение человека и общества, с принципом любви к ближне му; основную свою задачу Рендторф и Тёдт усматривают в мораль ной «христианизации революции». Радикальные и даже реформи стские западноевропейские концепции Т. р. подверглись в 1960– 1970 х гг. критике не только со стороны католической и протестант ской иерархии, но и со стороны некоторых видных представителей теологии освобождения. Так, один из основоположников теологии освобождения, У. Ассман, критикует радикальный вариант Т. р. за то, что он: во первых, пытается определить значение и ценность революции исключительно в теологических категориях, осуще ствить «теологизацию» революции и создать «теологию для рево люционеров»; во вторых, ищет «божью лицензию» для революции; в третьих, стремится извлечь из теологии конституирующие эле менты революции; в четвертых, пытается построить стратегию и тактику революционной борьбы на теологическом фундаменте. Т. р. в ее европейском варианте подвергается критике со стороны пред ставителей теологии освобождения за то, что она удовлетворяется абстрактным дискурсом, не принимает во внимание реальный ис торический контекст (особенно в латиноамериканских странах) и развивает фрагментарные представления о революции, для чего ис кусственно выискивает в Священном Писании необходимое об основание. Т. р. утратила свою актуальность уже в 1970 х гг.
Ф.Г. Овсиенко
ТЕОЛОГИЯ «СМЕРТИ БОГА» — идейное течение в американ ской протестантской теологии 1960 х гг., вызванное, с одной сто роны, упадком традиционной религии, секуляризацией обществен ной жизни, а с др. стороны, социально культурными переменами в американском обществе того времени, приведшими к большей ду ховной свободе. Идея «смерти Бога» отвечала стремлениям теоло гов модернистов отказаться от устаревших форм христианства, дать теологическое толкование обмирщения религии, определить место христианина в современном мире. Важным источником Т. «с. Б.» послужили поздние работы Д. Бонхёффера, в которых была пред ложена концепция «безрелигиозного христианства». Нестрогость выражения «смерть Бога» породила различные его толкования. Г. Ва ханян в работе «Смерть Бога. Культура нашей постхристианской эры» (1961) на основе анализа современной духовной ситуации