
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
# ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ ции преимуществ процесс теологического учения о Боге по отноше нию к классическому теизму, а также на обосновании совместимо сти этого учения с библейскими представлениями. В последние деся тилетия значительное внимание было уделено христологической про блематике (Д. Гриффин, Н. Питтингер, Л.Форд). В настоящее время Т. п. приобрела значительное влияние и в католической теологии. Ю.А. Кимелев ТЕОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ — течение в христианской теоло гии, получившее широкое распространение в 1960 х гг. В совре менном религиоведении и в самой теологии отсутствует единая точка зрения на природу и генезис Т. р., на ее взаимосвязь с дру гими социальными теологиями. Одна часть исследователей полно стью отождествляет Т. р. с теологией освобождения (С. Мойса), другая рассматривает ее лишь как предшественницу теологии осво бождения (Б. Мондин); третья группа светских ученых и теологов полагает, что Т. р. выступает как таковая лишь в протестантских конфессиях, а теология освобождения является ее аналогом в като лицизме (М. Хинтц). До нач. 1960 х гг. проблематика революции в католической и протестантской теологической рефлексии не за трагивалась, или же феномен революции интерпретировался как бунт против Бога. Такой подход объяснялся прежде всего негатив ной оценкой христианскими церквями Французской революции и антирелигиозного характера социалистических революций 20 в. Из менение парадигмы в теологическом подходе к проблеме револю ции произошло в нач. 1960 х гг. Первым употребил термин «Т. р.» протестантский теолог М. Шретер, и этот термин затем стал широ ко использоваться светскими учеными и теологами в их трудах и на различных научных и теологических форумах; во вт. пол. 1960 х гг. он стал очень популярным как в протестантских, так и в католиче ских кругах. Большое влияние на формирование теоретических основ Т. р. оказали сочинения американского пресвитерианского пастора, профессора Принстонского ун та Р. Шолла, прежде всего его работа «Революция бросает вызов церкви и теологии» (1966). Сам Шолл утверждал, что к разработке проблематики Т. р. его по будило творчество видного американского теолога протестанта Р. Нибура. Свою позицию Шолл определял как концепцию перма нентной революции, поскольку он исходил из положения, что тра диционная форма революции, ниспровергающей всю общественную систему, сегодня практически невозможна. Однако надо делать все возможное для изменения положения пролетариата; необходимо по стоянно бороться за улучшение жизни бедняков. Для достижения этой цели, утверждал теолог, допустимо и локальное применение насилия. Однако революционная борьба, по убеждению Шолла, не может мотивироваться только социальными факторами и причина ми. Революционная практика должна пониматься как деятельность (борьба) по изменению социальной действительности на основе хри стианства. Христианство трактуется Шоллом как главная движу щая сила исторического процесса, христианство для него — инспи рация к деятельности во имя свободы и справедливости. Несколько иной, реформистский вариант Т. р. был предложен нем. протестант ским теологом Х. Д. Вендландом. Анализируя ситуацию 1960 х гг., Вендланд заключил, что общество находится в состоянии социаль