* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА
#'
ются универсальными качествами, но не имеют самостоятельного существования и реализуются только в каких то сращениях ак туальных сущностей в мире процессе. Так как Бог является актуаль но сущим, то и он биполярен. Его ментальный, или «концептуаль ный», полюс, который Уайтхед называет «изначальной природой», является неизменным, завершенным, он источник всех идеалов и новых возможностей. Бог обладает и «физическим» полюсом, «по следующей природой», участвующей в творческом развитии мира. Уайтхед считает, что «концептуальная» сторона свободна, завер шена, изначальна, вечна, актуально недостаточна и бессознательна. Другая сторона зарождается в опыте, проистекающем из времен нoго мира, а затем интегрируется с изначальной стороной. Она де терминирована, незавершена, является последующей, вечно длится, полностью актуальна и сознательна. Концептуальный опыт беско нечен, а физический — необходимо конечен, так что с т. зр. своей последующей природы Бог ограничен и вовлечен в становление. Творчество Бога состоит в том, что он — источник этих вечных объектов, т. е. всех возможностей. Они истекают от Бога и реали зуются в актуальных сущностях. Божество, каким его концептуа лизирует Хартсхорн, отличается от классических философско те истических представлений. Бог у Хартсхорна сохраняет обычные атрибуты трансцендентности, абсолютности, необходимости, бес конечности, неизменности и др., но в отличие от классического понимания природы Бога Бог у Хартсхорна наделяется и такими атрибутами, которыми традиция наделяла исключительно сотворен ное сущее. По преимуществу это свойства, являющиеся противопо ложностью обычных, «классических» атрибутов. Соответственно Бог в философии Хартсхорна предстает как трансцендентный им манентный, абсолютный относительный, необходимый случайный, неизменный изменчивый и т. д. Бог как единая реальность наделя ется противоположными атрибутами, поскольку они относятся к различным сторонам его бытия. Бог у Хартсхорна предстает как «ди полярная реальность», а философско теологическая концепция Хартсхорна характеризуется как «ди полярный теизм». В своей основе изменение в концепции природы божества связано с утверж дением об ином, более тесном и взаимообразном отношении между Богом и миром. Природа Бога у Хартсхорна концептуализируется в теснейшем соотнесении с космическим процессом. Более того, они находятся, по существу, в причинной взаимосвязи. В первую очередь речь идет об ином, нежели при классическом подходе, по нимании отношений Бога ко времени, изменению и конечному су ществованию. Космический процесс постигается Хартсхорном как бесконечно изменчивый, динамичный, постоянно обновляющийся процесс. Нет изолированных явлений, все взаимосвязано. Ткань про цесса образуется «актуальными событиями». Тотальная связь меж ду ними носит характер организмической и телеологической. Этот мир, этот процесс есть «тело Бога», его актуальная, конкретная, конечная, изменчивая и т. п. часть или сторона. (Здесь нетрудно увидеть параллели с теорией эмерджентной эволюции у С. Алек сандера и космическим органицизмом у Уайтхеда.) При разработке учения о Боге процесс теологи (Дж. Кобб, Ш. Огден, Н. Питтингер, Д.Д. Уильямс, Л. Форд и др.) в общем не вышли за пределы идей Уайтхеда и Хартсхорна, сосредоточив свои усилия на демонстра