
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#& ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА туры заключается: в централизации власти; в подборе руководя щих кадров через их назначение, что лишает верующих возмож ности влиять на формирование властной церковной элиты; в нали чии собственной карательной системы (кодекса канонического пра ва), дисциплинирующей клир (принцип безоговорочного послуша ния) и мирян; в исключении из системы церковной власти женщин; в манипулировании информацией через систему цензуры и ограни чение свободы слова. По словам Л. Боффа, в церкви образовался свой «господствующий класс», завладевший символическими «сред ствами производства». Церковь же должна быть не просто «Цер ковью для бедных», а «Церковью бедных и с бедными». Выражени ем понятой т. обр. ангажированности церкви на стороне бедных являются созданные в Латинской Америке церковные низовые (ба зовые) общины (Comunidades Eclesiales de Base). В 1984 Ватикан опубликовал специальную инструкцию «О некоторых аспектах тео логии освобождения», в которой осудил леворадикальные взгляды представителей Т. о. и участие священников в политической борь бе. В 1986 в более сдержанной по своей критической направлен ности инструкции «О христианской свободе и освобождении» Вати кан, трактуя освобождение как «освобождение от греха» при содействии церкви, предпринял попытку интегрировать Т. о. с тра диционной социальной доктриной католицизма, противопоставив радикальным общественным преобразованиям принципы преобра зования общества на основе постепенных либеральных реформ. Ф.Г. Овсиенко ТЕОЛОГИЯ ПРОЦЕССА — современное теологическое движе ние, преимущественно в протестантизме. Ее основу образует фи лософско метафизическая концепция А.Н. Уайтхеда, сердцевину которой образует всеобъемлющая теория мира, «проект космоло гии», а также ее модификация в философско теологической кон цепции Чарльза Хартсхорна. Ядром Т. п. во всех ее вариантах яв ляется «процесс теизм», т. е. теистическое «процессуальное поня тие Бога». Согласно Уайтхеду, мир следует осмыслять в терминах процесса. Нет какой то статической субстанции, лежащей в основе вещей мира, тем более нельзя говорить о двух субстанциях — ма терии и духе. «Базисные реальные вещи, из которых состоит мир», Уайтхед называет «актуальными сущностями», «актуальными со бытиями». Мир процесс заключается в становлении этих актуаль ных сущностей и их отношениях между собой. Каждая актуальная сущность биполярна. Она обладает как физическим, так и менталь ным полюсом, хотя слово «ментальный» не обязательно подразуме вает сознание. С помощью своего физического полюса актуальная сущность «осуществляет прегензию», т. е. «воспринимает», «схва тывает» физическую реальность других актуальных сущностей, а с помощью ментального полюса она схватывает «вечные объекты», посредством которых актуальные сущности имеют качественную определенность. Через «схватывание» по отношению к друг другу актуальные сущности внутренне связаны, они не изолированы или независимы, но присутствуют в других актуальных сущностях как взаимосвязанные моменты совершающегося процесса. Все актуаль ные сущности «участвуют» в том, что Уайтхед называет «вечными объектами». Последние в чем то похожи на идеи Платона и явля