* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
#!
положения вошли составной и весьма существенной частью в хри стианство, отчасти потому, что уникальность христианства можно было обосновать путем сравнения Ветхого и Нового Заветов, про следив не только преемственность, но и качественные различия между иудаизмом и христианством. Отголоски теологического не приятия сравнительного изучения религий слышны и в настоящее время. До сих пор высказываются мнения, что сравнительное рели гиоведение (т. е. изучение христианства наряду с другими религия ми) является прекрасным средством, чтобы сделать человека сравни тельно религиозным. Однако все большее число современных хри стианских теологов чувствуют ограниченность и даже ущербность такой позиции. Термин «Т. к.» все чаще встречается в теологических статьях, монографиях, учебных пособиях, словарях. Сейчас он ис пользуется двояким способом. Иногда им обозначают раздел свет ского религиоведения, в рамках которого проводится сравнительный анализ теологических традиций, сложившихся в одной или несколь ких религиях. Но термином «Т. к.» обозначают также строго теоло гическое исследование (называемое «мировая теология» или «глобаль ная теология»), которое ставит своей целью изучение не одной, а двух или более религиозных традиций, производя их сравнение на теологических основаниях. В современной религиозно философской и теологической литературе можно встретить термины «теология ре лигии», «теология религиозной истории человечества», «теология homo religiosus» и т. п. Теологические исследования, обозначаемые этими терминами, могут различаться предпосылками, конфессиональ ными интересами, предметами, целями, задачами, но объединяет их методология, точнее говоря, сравнительный метод изучения религий. Все это свидетельствует о том, что компаративистика, получившая широкое распространение в раннем религиоведении и прошедшая красной нитью через всю историю этой науки, оказывает все воз растающее влияние на современную теологию.
А.Н. Красников
ТЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, экзистенциальная теология — направ ление в современной протестантской теологии. Основные идеи направления были выработаны немецко американским теологом П. Тиллихом (1886–1965) в фундаментальном труде «Систематиче ская теология» (1951–1963) и других работах: «Протестантская эра» (1936), «Мужество быть» (1952), «Новое бытие» (1955), «Теология культуры» (1959). Концепция Тиллиха сформировалась под влияни ем философских идей Платона, Августина, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Яс перса. Своими учителями он считал протестантских теологов Кел лера и Р. Бультмана. Начинавший как последователь диалектиче ской теологии Тиллих расходится с К. Бартом в 1920 е гг. в пони мании отношения религии к окружающему миру. Причем это рас хождение сопровождается резкой критикой бартианства по воп росам трактовки сущности христианской веры, природы Бога, от ношения теологии к философии. Согласно взглядам Тиллиха, от странение от мира не может упрочить положение религии, надо искать новые подходы к осмыслению реальности. До сих пор не было еще теологической системы, в которой, с одной стороны, утверждались бы христианские истины без искажения, а с другой