* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТЕОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ
#
диционных религиозных представлений, обращение к различным формам идеализма, существование модернистских и даже экстрава гантных теологических концепций.
Ф.Г. Овсиенко
ТЕОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ — раздел католической теологии, в котором рассматриваются вопросы абсолютного бытия Бога и его атрибутов. Согласно неотомизму, между верой и знанием, фи лософией и теологией существует определенное сходство и даже частичное тождество. Частичное тождество веры и знания основы вается на том, что разум способен собственными усилиями постичь некоторые истины о Боге, в первую очередь доказать его Бытие. Поскольку подобные истины проистекают из разума, они относят ся к содержанию философского знания, поскольку они направле ны к Богу, они образуют Т. е. Последняя выступает как «погранич ная» дисциплина, соединяющая философию и теологию, устанавли вающая области постижения божества как посредством рациональ ного обоснования, так и с помощью «сверхразумных» истин От кровения. Вера и знание восходят к одному общему источнику — Богу; однако если в мире, познаваемом человеческим разумом, Бог открывается человеку «естественным образом», то в Откровении — сверхъестественным. «Природным разумом, — отмечает утверж денный в 1992 папой Иоанном Павлом II новый «Катехизис като лической церкви», — человек может определенно познать Бога по Его творениям. Но существует другой порядок знания, которого человек не способен достичь своими собственными силами, — это Божественное Откровение». Т. е. выступает в католицизме как учение, дающее собственно знание о Боге в отличие от теологии Откровения, содержание которой составляют истины веры, а не истины разума. Исходя из разума, Т. е. рассматривает Бога как Творца, как Первопричину, т. е. в его отношении к сотворенному миру, тогда как теология Откровения основывается на «Слове Бо жьем» и рассматривает Бога безотносительно к сотворенным им вещам. Согласно неотомизму, «естественное» познание Бога в ко нечном итоге обязательно должно быть дополнено верой, ибо суж дения о Боге, сделанные на основе познания сотворенного им мира, в рамках одной только «метафизики», не основывающиеся на дан ных Откровения, содержат в себе опасность искажения образа Бога. Т. е., являясь составной частью неотомистской общей метафизики, предмет которой — «бытие как таковое», т. е. бытие, лишенное каких либо конкретных характеристик, исходит из того, что, по скольку все вещи обладают бытием, полученным от Бога, люди имеют возможность судить и о бытии того, кто наделил данные вещи бытием. Речь здесь идет о признании аналогии Бога и мира; при этом утверждается, что Бог и мир обладают не единой, но и не противоположной природой, они суть аналоги. Именно поэтому по свойствам всякого бытия можно рационально составить определен ное представление и о свойствах Бога. Обоснованию бытия Бога косвенно служит вся онтология католицизма, однако Т. е. исполь зует для этого и специальные доказательства, предложенные в свое время Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существо ванию неподвижного перводвигателя; от причинной обусловленно сти каждой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей