* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ТЕОДИЦЕЯ
"'#
образом. Первым родился Хаос, то есть «бездна», — бесформенное состояние мира, с которого начинается его эволюция. За Хаосом рождаются Гея (земля), Тартар, Эрос. Из Хаоса рождаются Нюкта (ночь) и Эреб (мрак), от них — Эфир (свет). Гея порождает Урана (небо), сочетается с ним, и от их союза рождаются титаны и другие существа. Уран стыдится своих детей и не выпускает их из недр матери земли, и тогда младший из титанов, Крон, оскопляет отца. От Крона и его сестры Реи рождается новое поколение богов — будущие олимпийские боги. Но первоначально судьба не благово лит к ним: Уран и Гея предупреждают Крона, что он будет свергнут своим сыном так же, как прежде Уран был свергнут Кроном, по этому Крон пожирает своих детей по мере их рождения. Но затем Уран и Гея уступают мольбам Реи и подсказывают ей, как обма нуть Крона: вместо очередного новорожденного — Зевса — она под совывает ему большой камень. Возмужав, Зевс вступает в борьбу с Кроном. Он заставляет его изрыгнуть своих братьев и сестер. Благодаря молнии и грому — оружию, полученному Зевсом от сво их братьев союзников, — боги дети побеждают отца. Зевс сбрасы вает титанов в Тартар, и начинается время его царствования. На этой ступени Т. мироздание уже приобретает привычный грекам вид ладно устроенного Космоса. Движение мироздания от Хаоса к царствованию Зевса — это восхождение к порядку и социальному устроению, именно этим оправдывается прославление власти Зев са — главный мотив «Т.». Сменяющие друг друга жены Зевса и его любовные связи (как с богинями, так и со смертными женщинами) продолжают пополнять ряды нового поколения богов. Т. Гесиода является наиболее систематической и полной в сравнении с други ми аналогичными построениями. (При этом Т. Гомера или орфиков отличаются от нее в деталях, но принципиальная картина станов ления мира в процессе рождения новых поколений богов сохраня ется.) Греческая тео и космогония стала одним из источников древ негреч. философии. В частности, вопрос о едином первоначале, ко торый ставили первые философы, можно считать наследием Т., хотя в философии «возникновение» уже не будет сводиться к «рожде нию», и важнейшее место во вновь возникшем типе дискурса зай мет уже не «рассказ» («миф»), а рациональная аргументация. Не утратила определенного значения Т. и позднее. Прежде всего уче ние гностиков о плероме как последовательности порождения эонов можно рассматривать в качестве результата перенесения язычес кой Т. в духовную атмосферу околохристианской религиозности. Последней степени рафинированности осмысление теогонической проблематики достигает уже в самом христианстве, — Т. сводится к идеальному единству ипостасей Троицы, освобожденному от вре менного становления и конфликтности. Вытесненная за пределы религиозного сознания, Т. остается, однако, источником сюжетов и мотивов художественного творчества.
В.И. Коротких
ТЕОДИЦЕЯ (греч. qeo´j — Бог, ueoz — справедливость) — оправ дание Бога, рассматриваемого как абсолютное добро, за сущест вование зла в созданном им мире; религиозно философские уче ния, пытающиеся соединить идею благого Бога с несовершенным миром и доказать божественную непричастность к мировому злу.