* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"&&
СХОЛАСТИКА
природе, на традиции рационализма. Аверроизм использовался для разработки двойственной истины теории, открывавшей путь к независимости философии от теологии, идей вечности материи, ан тропоцентризма, смертности индивидуальной души и т. д. Эти идеи были связаны с критикой теологии (и даже С.) и с отстаиванием права на свободное суждение. Более того, большое значение при дается сомнению как принципу поиска истины. В неортодоксальной С. вызревали идеи десакрализации политической жизни общества, придания государству светского характера (У. Оккам, Марсилий Падуанский). Важной чертой этого направления в С. было требо вание веротерпимости, что во многом было обусловлено интересом к другими религиям. В связи с этим появляются тенденции к при менению метода сравнительного изучения религий (Абеляр, Нико лай Кузанский), опирающегося на разум. Свободомыслящие схола стики прорывают рамки догмы, проявляют неординарность мышле ния, демонстрируют бесстрашие перед преследованиями. Не было однозначным и отношение С. к мистике. Ортодоксальная С. не отвергала церковной мистики и выступала против «еретической» мистики. Неортодоксальная мистика использовалась для критики С. как устаревшего, авторитарного, бесплодного метода философ ствования (напр., Николаем Кузанским). Средневековая С. отрази ла противоречивость социальной и духовной жизни феодального общества.
З.А. Тажуризина