* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
"%%
объективных социальных условий, способствующих ее преодоле нию. В эти же годы отечественное религиоведение начинает осва ивать методологию, концепты и язык современной С. р. В 1960– 1970 е гг. интенсивно разворачиваются эмпирические социологи ческие исследования, в т. ч. и в области С. р. В постсоветский период на протяжении 1990 х гг. переводятся и издаются труды классиков западной С. р., выходят в свет хрестоматии и учебники по С. р. Продолжаются и эмпирические исследования. Проблемное поле С. р. в России в настоящий период определяется модернизацией россий ского общества. Ее новый контекст возникает в перспективе осмы сления неоднозначности результатов как советского типа модерни зации, так и процессов социальной трансформации 1990 х гг. в пост советской России. Проблема модернизации общества актуализирует изучение социокультурных комплексов, выявление духовных — смысловых и ценностных — предпосылок хозяйственного, полити ческого, культурного развития. Все более отчетливо кристаллизу ется проблема принципиального общетеоретического обоснования разработки теоретико методологического инструментария С. р. при менительно к российскому обществу с учетом его специфики. На сущной потребностью является создание фундаментальной социо логической теории религиозного феномена, обосновывающей ис следование роли религии в истории России и в контексте современ ного этапа глобализации. Важна также прикладная проблематика, конкретные исследования и накопление эмпирических данных о ре лигиозной стороне жизни российского общества с выходами на де мографические, этнические, образовательные и др. актуальные проб лемы.
В.И. Гараджа
СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ — область религиоведе ния, изучающая общие и особенные черты религий. Целями С. р. выступают: осмысление своеобразия конкретных религий; систе матизация знаний о многообразии форм религиозной жизни и клас сификация религиозных феноменов; разработка типологий, позво ляющих упорядочить знания о религии; выведение или уточнение дефиниций религии. Этнорелигиозные и межцивилизационные взаи модействия ставят перед С. р. важную социальную задачу прокла дывания путей к взаимопониманию между этнорелигиозными и культурными сообществами. В силу особенностей понятийного ап парата научных школ (английской, французской и др.) к сравни тельным (компаративным) исследованиям религий наряду с поняти ем «С. р.» применяются термины «систематическое изучение рели гии», «история религии»; иногда понятие «С. р.» сближается с понятием феноменология религии. Традиции сравнительного изу чения религии уходят в своих истоках к религиозным контактам древних народов. Войны, политические союзы, торговля и многие другие формы межэтнического взаимодействия имели в древности религиозное измерение и предполагали наличие знаний о веровани ях тех народов, с которыми отдельным людям или обществам при ходилось вступать в контакт. Потребность в таких знаниях приве ла к появлению сочинений, авторы которых (напр., Геродот в Гре ции, Юлий Цезарь в Риме, Сыма Цянь в Китае) в сравнительном ключе описывали чужие религии. Одним из основных средств по