* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"%"
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ства во имя библейского призыва к справедливости и братству. По убеждению представителей протестантского социализма, этот при зыв требует от христиан активной ангажированности в социальную проблематику, особенно там, где речь идет о пролетариате, причем не только в русле благотворительности, но и непосредственной по литической деятельности. Апогей протестантского варианта социа лизма в Европе пришелся на период 1918–1932 — именно в это время возникли региональные общества христианских социалистов. Их общим периодическим изданием стал «Der Religiоse Sozialist», специализировавшийся в основном на теологическом и этическом обосновании идей христианского социализма. Своеобразный вари ант С. х. как либерального течения в американском протестантиз ме выразился в концепции «социального евангелизма» баптистско го священника и теолога У. Раушенбуша (1861–1918). Его взгляды формировались под влиянием реформационных идей и движений кон. 19 — нач. 20 в. В своей книге «Христианство и социальный кризис» (1907) Раушенбуш подверг критике социальные последствия капиталистического развития и поставил вопрос о внутрицерков ном движении, направленном на реформу общества и достижение главной цели — построения Царства Божьего на земле. Идеи «со циального евангелизма» играют определенную роль в современной социальной и духовной жизни США, поддерживая либеральную тра дицию в американском протестантизме. С. х. послужило основой для создания ряда официальных церковных социальных доктрин — уни версальной социальной доктрины католической церкви, а в Россий ской Федерации — социальных доктрин евангельских христиан бап тистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и др. в нач. 21 в.
Ф.Г. Овсиенко
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — совокупность знаний о религиоз ном поведении человека как социальном действии и религиозных образованиях как компонентах социальной системы. Будучи от раслью социологии, С. р. является эмпирической наукой, цель ко торой создание теории, объясняющей религию в качестве социаль ного феномена; предмет С. р. — религиозные группы и институты в их возникновении, функционировании и трансформациях, вклю чая процессы распада и гибели, т. е. религиозное поведение и вза имодействие людей в группах и в отношениях между группами. Цент ральная тема С. р. — взаимодействие между религией и обществом: влияние др. форм социального поведения людей на их религиозное поведение и, в свою очередь, последствия религиозного поведения для более широких социальных групп и в целом обществ, к кото рым они принадлежат; степень дифференциации религиозной под системы от других форм социальной организации, ее возможности в качестве фактора социальной интеграции и дезинтеграции, социальных изменений, преодоления кризисных ситуаций. С. р. при меняет социологические подходы и рассматривает религиозный фе номен под специфическим углом зрения, а именно — объяснения религиозного социальным. Этот подход правомерен настолько, на сколько религия представляет собой социальный феномен, и в той мере, в какой социологическое объяснение не претендует на един ственно возможное и исчерпывающее объяснение религии (в про тивоположность т. наз. «социологизму»). С. р. относитcя к области