* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"#$
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
идея Святок — пробуждение вместе с «рождением» солнца природ ной жизни и соучастие в этом пробуждении человека. Вплоть до 20 в. в традиционном восприятии сохранялось двойственное отно шение к Святкам: считалось, что в эти сроки «иной» мир открывал ся миру «посюстороннему» и в общение с человеком могли всту пать не только благонесущие существа восточнославянской мифо логии, но и существа, опасные или прямо враждебные человеку. Поэтому святые дни могут быть «страшными, тяжелыми, кривы ми». По поверьям, «солнцеворот» и следующие за ним дни отмече ны разгулом бесовской силы. Считалось также, что на Святки в дома возвращаются умершие родственники. Семьи собирались за святочным застольем для совместной трапезы с предками, которым выставляли отдельные приборы и предлагали угощение. К концу Святок предков «провожали» обратно на «тот свет». В контексте ритуальной деятельности С. в. принимает форму праздника. В хри стианском понимании суть религиозного праздника состоит в тор жественном чествовании Бога и святых. Поэтому содержание празд ничных ритуалов составляют действия, напоминающие о присут ствии Бога, прославляющие Бога и символически воссоздающие важнейшие события истории взаимоотношений Бога и человече ства. Основные христианские праздники имеют годичный цикл и повторяются в установленные сроки, указывая, что составляющие их смысл события, имевшие место в истории взаимоотношений Бога и человечества, заняли свое место в вечности. Ежегодным повторе нием они вновь и вновь вовлекают христианина в «священную историю», приобщая каждого верующего к событиям С. в. Цикли ческое повторение может занимать более короткие отрезки: напр., в иудаизме каждая суббота — С. в. праздника (шабат). Религии уста навливают для С. в. особые нормы не только ритуального, но и вообще всякого поведения: напр., запреты на трудовую деятель ность; пост или, напротив, обильные трапезы; сексуальное воздер жание или, напротив, сексуальную активность; некоторые религии сакрализуют не отдельные отрезки времени, а время в целом. Ос нованием для этого является представление о времени как всепо беждающей силе и всеобщем вместилище. Деификацией такого образа С. в. выступают, напр., зороастрийское божество Зерван Аркана, Кришна в одном из проявлений своей вселенской формы. В религиоведении большую роль в осмыслении С.в. сыграли труды Э. Дюркгейма и М. Элиаде.
А.П. Забияко
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — в христианстве группа текстов, имеющих богодухновенный статус и считающихся частью Боже ственного Откровения. Традиционно христианское С. П. (Библия) состоит из книг т. наз. Ветхого Завета (книг иудейского происхож дения) и Нового Завета (оригинальные христианские книги). Ветхий Завет в христианстве, однако, не полностью тождествен принятой в иудаизме Библии, различны как названия книг, так и их порядок. Состав Нового Завета (четыре Евангелия, Деяния Апостолов, 21 Апос тольское Послание и Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Бо гослова) аутентичен для всех христиан. Традиционно Ветхий Завет понимается в христианстве как предварение Нового, однако некото рые протестантские конфессии (особенно связанные с кальвиниз