* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"#
СВЯТОЕ
тивную. Философская теория С. начинает серьезно разрабатывать ся с Нового времени, в процессе преодоления односторонне нега тивного подхода к С. со стороны богословов. Позитивная оценка С., в частн. атеизма, была обоснована П. Бейлем, доказывавшим возможность существования атеистического общества, которое не уступит в нравственном отношении религиозным сообществам. П. Гольбах и С. Марешаль заложили основы типологии неверия, об рисовав различные, в т. ч. негативные, типы вольнодумцев. Л.Фейер бах выявил культурные основания С., дал сравнительный анализ теизма и атеизма, раскрыл роль С. в развитии духовной жизни. С. было включено в контекст социального бытия К. Марксом и Ф. Энгельсом; они выявили закономерный характер С. и соотнесли его с другими формами духовной деятельности (философией, есте ствознанием, теологией). В 20 в. исследование С. приобрело систе матический и специальный характер. Выходили монографии, науч ные статьи, справочные издания. Разрабатывались категории С., вы являлись его критерии, закономерности развития, создавалась целостная картина С. Наиболее известные имена светских исследо вателей С. Ф. Маутнер, Д. Лукач, А.В. Луначарский, И.П. Ворони цын, Г. Лей, Б. Данэм, А. Робертсон, Г.П. Францов, М.И. Шахнович, Г.М. Лившиц, А.Д. Сухов, А. Новицки, П. Куртц и др. С религиоз ных позиций осмысливали феномен С.К. Войтыла, К. Ясперс, А. де Любак, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Д. Поспеловский. С. орга низовано в национальные и всемирные союзы. Крупнейшие — Все мирный союз свободомыслящих (ВСС, основан в 1880 в Брюсселе), Международный гуманистический и этический Союз (МГиЭС, осно ван в 1952 в Амстердаме). Содержание их деятельности — критика религии, антиклерикализм, защита светской морали, гуманизма, борь ба за свободу совести, за светское образование; выступление против войн, эксплуатации человека человеком. В 1925 был создан Интерна ционал пролетарских свободомыслящих (ИПС), куда одно время входил созданный в СССР Союз воинствующих безбожников (СВБ). Последние полтора десятилетия в странах СНГ снизилась потреб ность общества в С., что связано с распадом СССР, резким ухудше нием социально экономического положения большинства населения, стихийным и целенаправленным (на государственном уровне) воз рождением религии. Однако в России с сер. 90 х гг. 20 в. традиции С. восстанавливаются. Ныне действуют «Российское гуманистическое общество», несколько атеистических групп — они издают литерату ру по проблемам религии, науки, морали и политики.
З.А. Тажуризина
СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacrе´, англ. sacred) — категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непрехо дящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о С. включают важнейшие характери стики сущего: онтологически С. — отличное от обыденного бытия и относящееся к высшему уровню реальности; гносеологически — заключающее истинное знание, в сути своей непостижимое; фено менологически — дивное, поразительное; аксиологически — абсо лютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о С. с наи большей полнотой выражены в религиозном мировоззрении. С. —