* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
""
САНСАРА
ленного духовного лица, или в более зрелом возрасте. Новообра щенный провозглашает своим Прибежищем, или «Тремя драгоцен ностями» (санскр. — триратна) Будду, Дхарму и С. и вступает под их защиту. Послушник принимает те же 5 обетов, что и буддист мирянин, а именно: отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния, лжи, опьяняющих напитков. Получение первой ступени собствен но монашеского посвящения (начиная с 15 лет) требует принятия дополнительных пяти обетов, таких как: отречение от песен, пля сок, музыки и зрелищ, от кропления благовониями и украшений, от высоких и широких сидений, от приема пищи после полудня и от принятия серебра. Полное монашеское посвящение возможно в возрасте не ранее 20 лет и означает принятие 227 обетов, изложен ных в Пратимокше, и ряда дополнительных (всего свыше 250). Немногочисленные С. монахинь (пали — бхиккхуни, санскр. — бхикшуни) существуют по тем же правилам, но число принимае мых обетов и налагаемых ограничений значительно выше — до 350. Обряд посвящения в любую из вышеперечисленных степеней про водится в присутствии всех духовных лиц монастыря и не менее четырех старейшин, имеющих полное посвящение. Он включает в себя ответы посвящаемого на 38–40 вопросов, касающихся его про исхождения, здоровья, пола, отношения семьи и местной власти к его уходу в монашество, воинской обязанности и т. п. После поло жительных ответов на все вопросы присутствующие полноправ ные члены С. принимают решение о посвящении данного лица. На рушение первых четырех обетов аннулирует посвящение, и монах должен добровольно покинуть С., нарушение последующих шести обетов можно загладить покаянием; если же нарушаются специаль ные обеты, то монах несет временное наказание. Виная предусмат ривает также возможность беспрепятственного выхода из С. любо го из ее членов по его желанию. В организационном отношении С. в разных странах существуют независимо друг от друга; наимено вания обрядов посвящения и духовных лиц приняты в них на нацио нальных языках. В настоящее время все буддийские С. имеют ста ционарные монастыри; жизнь подаянием является уже не прави лом, а редким исключением — обетом, принимаемым в странах тхеравады лишь на определенный срок. Вместе с тем наделение монахов пищей, одеждой и кровом остается почетной обязанно стью мирян и способом приобретения ими благой заслуги. С. всегда играли существенную роль в жизни своих стран: владели земельной собственностью, участвовали в решении социальных вопросов, спо собствовали распространению грамотности и культуры среди насе ления, развитию архитектуры, искусства и книгопечатания, служи ли нравственной опорой общества, сохраняли традиции народной медицины; в годы колониального угнетения в ряде стран участво вали и даже выступали во главе национально освободительных дви жений.
О.С. Хижняк
САНСАРА (круговращение, круговорот бытия) — одно из клю чевых понятий индийской религиозной философии, разделяемое как ортодоксальными (брахманизм, индуизм), так и неортодоксальны ми (джайнизм, буддизм) религиозными традициями. Впервые это понятие встречается в упанишадах, однако систематически оно