* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕФОРМАТСКИЕ ЦЕРКВИ
"'
ные аспекты задают «шестимерный континуум», внутри которого осуществляется синтез различных определений. Дальнейшая кон кретизация этих аспектов Р., предпринятая в учебнике, показыва ет, что его авторы работают в русле мирового религиоведения, т. е. дают предельно расширительную трактовку Р. Очевидно, что в бли жайшее время перед религиоведами стоит задача преодолеть край ности эксклюзивизма, подводящего под понятие «Р.» только теи стические религии, и инклюзивизма, расширяющего понятие «Р.» и наполняющего его нерелигиозным содержанием. Помимо подходов к определению Р. значимой и по прежнему дискуссионной являет ся проблема типологизации (классификации) религиозных феноме нов, которой занято преимущественно сравнительное религиоведе ние. Причины возникновения и существования Р. лежат в тех яв лениях природной и социальной жизни, которые не поддавались целенаправленному регулированию и управлению (социальные пред посылки), а следовательно, рождали у человека чувства подчинен ности и зависимости от них, глубокого, постоянного страха (пси хически эмоциональные предпосылки). Пытаясь объяснить непонят ное через понятное, доступное его сознанию, человек создавал представления о божестве, наделяя его сверхъестественными сила ми. Подобное удвоение мира являлось лишь отражением невозмож ности постичь это сверхъестественное («тайну», «священное») из за ограниченности познавательных возможностей, отождествления образа и предмета (невозможность их расчленить), иллюзорно ги постазированного восприятия мира, основанного на разрыве абст рактного и конкретного, общего и отдельного, соединения в созна нии несоединимых свойств, связей, отношений, отсутствующих в реальной жизни (гносеологические предпосылки). Помимо этих факторов разные направления современного религиоведения выде ляют широкий спектр других; в своей совокупности они позволяют полнее и глубже раскрыть генезис и эволюцию Р. — проблему, ко торая при всем многообразии решений все же еще остается откры той и вряд ли когда нибудь получит однозначное толкование.
А.П. Забияко, А.Н. Красников, Е.С. Элбакян
РЕФОРМАТСКИЕ ЦЕРКВИ — группа кальвинистских церквей в континентальной Европе (хотя есть и общины подобного рода в Америке), отличающаяся некоторыми особенностями теологии и церковным устройством, существующая наряду с пресвитериан ством и конгрегационализмом. Первые реформатские общины возникли в 1530 е гг. во Франции и Швейцарии, их лидерами были Г. Фарель, затем Ж. Кальвин и его сподвижник Т. Беза. Они суще ствовали параллельно целому ряду других протестантских общин, среди которых выделялось цвинглианство (цвинглианские церкви Швейцарии также называются реформатскими, хотя они так и не стали кальвинистскими). В 1536–1541 Кальвин и его сторонники создали первую кальвинистскую реформатскую церковь в Жене ве, установив строгую церковную и гражданскую дисциплину. Из Швейцарии реформатское устройство общины распространилось в другие европейские страны (Германию, Францию, Нидерланды, Венгрию). Во Франции Р. ц. (гугенотские) приняли активное уча стие в религиозных войнах на стороне Генриха Наваррского, а в Нидерландах реформаты поддержали Вильгельма Оранского. Силь