* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В РОССИИ
!''
новым, В.М. Истриным, Н.И. Костомаровым, В.О. Ключевским, Н.М. Никольским, Н.С. Тихонравовым и многими другими отече ственными учеными. Труды вт. пол. 19 — нач. 20 в. по истории ре лигий, индоевропейским религиям, религиям Китая и Индии, исла му, архаическим верованиям народов Сибири и Дальнего Востока образовали внушительный раздел отечественного гуманитарного знания. Религиоведческие исследования, выполненные В.Г. Богораз Таном, В.П. Васильевым, Ф.Ф. Зелинским, А.М. Золотаревым, И.Ю. Крачковским, И.П. Минаевым, С.Ф. Ольденбургом, О.О. Ро зенбергом, Б.А. Тураевым, С.М. Широкогоровым, Л.Я. Штернбер гом, Ф.И. Щербатским и многими другими отечественными учены ми, внесли крупный вклад не только в российскую, но и мировую науку. Философско религиоведческие подходы к трактовке рели гии, религиозного сознания и истории разрабатывались Н.Я. Дани левским, И.В. Киреевским, П.В. Киреевским, М.И. Туган Баранов ским и другими светскими мыслителями, а также некоторыми бого словами, преподававшими в духовных академиях. Глубиной и прони цательностью отмечено философское осмысление религиоведческих проблем в сочинениях русских мыслителей — Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Н. Трубецкого и Е.Н. Трубецкого и других. Оказавшись в эмиграции, многие ис торики, философы, филологи (А.В. Карташев, И.Ф. Мейендорф, М.Э. Поснов, Г.П. Федотов, Г. Флоровский, А. Шмеман и другие) продолжали издавать труды, написанные в лучших традициях оте чественного религиоведения. Советский период отечественного ре лигиоведения, особенно в первые десятилетия, отмечен противоре чивыми тенденциями. С одной стороны, многие религиоведы были лишены возможности плодотворно работать и даже были физиче ски устранены (напр., крупный китаевед Ю.К. Щуцкий), школы и целые направления разрушены, исследовательская работа постав лена под жесткий идеологический контроль. Методологически боль шинство исследований было ограничено рамками диалектико мате риалистической философии и воззрениями классиков марксизма ленинизма. Религиоведческим исследованиям вменялась служебная роль «научного» обеспечения атеистической пропаганды. С другой стороны, в этих сложных условиях шаг за шагом продвигались к крупным результатам В.Я. Пропп (славянские архаические верова ния), С.А. Токарев (история архаических религий), Н.И. Толстой и Б.А. Рыбаков (история славянских верований), А.Ф. Лосев (грече ская мифология), И.М. Дьяконов (религии Ближнего Востока), Л.С. Переломов (религии Китая), Т.Я. Елизаренкова (религии Древ ней Индии), М.И. Стеблин Каменский (верования древних герман цев), В.В. Иванов и В.Н. Топоров (религии индоевропейцев), многие другие исследователи. Серьезная работа шла в области теоретиче ского осмысления религиоведческих проблем. Движению в этом на правлении способствовали труды В.И. Гараджи, Ю.А. Кимелева, Ю.А. Левады, Л.Н. Митрохина, М.А. Поповой, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова и ряда других отечественных философов. В 1990 е гг. религиоведение пережило в России второе рождение. Большими ти ражами переизданы лучшие произведения религиоведов старой шко лы, выполнены и опубликованы новые религиоведческие исследо вания. В структуре РАН и других научных учреждений появились религиоведческие центры. В российских ун тах открыта подготов