* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В РОССИИ
!'%
фию или теологию, а сам он рано или поздно оказывался вне ре лигиоведческого сообщества. Зачастую это сообщество было бо лее терпимым к материалистическим концепциям религии, чем к христианской теологии. Т. обр., демаркационная линия между ре лигиоведением и теологией была проведена не только в теоретиче ской сфере, она разделила религиоведов и теологов в их реальной преподавательской и исследовательской деятельности. Несмотря на то что за рамки Р. была вынесена философия религии, число рели гиоведческих дисциплин в кон. 20 в. возросло. Возникли новые подходы к изучению религии: структурализм в Р., экология рели гии, метарелигиоведение (история и теория Р.), исследование духов ности и т. п. Кроме того, в рамках традиционно сложившихся дис циплин возникают новые субдисциплины и разрабатываются но вые методы исследования религии. Так, в феноменологии религии сейчас выделяют дескриптивную феноменологию религии, типоло гическую феноменологию религии, интерпретативную феномено логию религии, неофеноменологию религии. В целом современное Р. представляет собой быстро развивающийся комплекс дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет и методы исследования. В нач. 21 в. академическое Р. развивается во многих странах, осо бенно благоприятные условия для Р. складываются в тех странах, где не только законодательно закреплены, но и реально соблюда ются принципы светскости государства и свободы совести.
А.Н. Красников
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В РОССИИ — научное изучение религии в России, имеющее давние традиции и тесно связанное с развитием отечественных гуманитарных наук. Предпосылки для формирова ния светского научного подхода к религии были созданы историче ским развитием России и в значительной степени преобразования ми Петра I (1672–1725), его преемников, которые дали импульс се куляризации общества, подъему научных знаний ( в 1724 создана Академия наук) и образования (в 1755 основан Московский ун т). Активное включение России в 18 в. в общеевропейские процессы, создание нового типа государства и общества, церковные рефор мы, расширение российской территории вплоть до Аляски требо вали осмысления места России, русской культуры, православия среди др. государств, культур и религий. В 18 в. в контексте исторических и этнографических изысканий делаются первые шаги в направле нии выделения религиоведческой проблематики в самостоятельную область исследований. Описанию дохристианских верований и мифологии, событий церковной истории посвящены многие стра ницы «Истории Российской с самых древнейших времен» В.Н. Та тищева (1686–1750) и «Древней Российской истории» М.В. Ломо носова (1711–1765). Оба автора стремились широко использовать отечественные и зарубежные источники, применяли сравнительный метод исследования, старались придерживаться принципа объекти визма. На протяжении 18 в. шла работа по сбору и систематизации письменных и устных исторических источников, этнографических сведений о верованиях, обрядах славян, греков, римлян, народов Сибири и Дальнего Востока, Азии. К числу наиболее известных трудов 18 в., основательно затрагивающих религиозную жизнь на родов, относятся «Описание земли Камчатки» С.П. Крашениннико