* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!&
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
методологии, состоявший в том, чтобы рассматривать когнитивные и аффективные стороны религиозной психической жизни во взаи модействии и развитии, был вполне продуктивен. Выделенный Фрэ зером механизм ассоциативного мышления позднее стал предме том систематических исследований в рамках ассоциативной психо логии, представители которой проявляли большой интерес к изучению религии. С позиций ассоциативной психологии рассмат ривал религию один из основоположников психологии В. Вундт. Его фундаментальный труд «Психология народов» (1900–1920) в зна чительной мере посвящен пониманию религии, мифологии, обыча ев разных культур. Ученик В. Вундта американский психолог Стэн ли Холл (1844–1924), сосредоточив внимание собственно на рели гии и религиозном воспитании, вывел изучение религии за пределы общей психологии и фактически положил начало П. р. в США. В 1904 он учредил «Журнал религиозной психологии и образования». Холл и его сподвижники Эдвин Старбэк (1866–1947; главный труд «Пси хология религии», 1899), Джордж Коу (1861–1951; главный труд «Психология религии», 1916), хотя и стремились утвердить П. р. как отдельную дисциплину, тем не менее вписывали ее в контекст ре лигиозного мировоззрения. Четкое размежевание религии и П. р. было проведено американским психологом Дж. Леуба, труды кото рого вместе с работами У. Джемса открывали новый этап — этап существования П. р. как самостоятельной научной области. Книга Джемса «Многообразие религиозного опыта» (1902) надолго опре делила ряд ключевых ориентиров П. р.: направленность на изуче ние индивидуально психологических феноменов, изучение и систе матизация фактов из области религиозного опыта, интерес к мис тицизму. Заявленная Леуба позиция нейтрализма и объективизма П. р. по отношению к религиозным ценностям была поддержана видным французским психологом Теодором Флурнуа (1854–1920). Методологическую основу П. р. Джемса, Леуба, Флурнуа и ряда других психологов составлял прагматизм и функционализм. Мно гие исследователи (Э. Старбэк, Дж. Коу, Д. Троут и др.) развивали биопсихологический подход к религии, выводивший религиозную психическую жизнь из психофизиологических процессов адапта ции индивида к окружающей среде или из врожденного «религиоз ного инстинкта». В крайних формах биопсихологический подход был развит З. Фрейдом, основоположником психоанализа и психо аналитического религиоведения. Фрейд отождествил внутреннее со держание религиозной жизни с неврозом и уподобил продукты ре лигиозного духовного творчества невротическим фантазиям. Ис точник религиозной психической жизни Фрейд разместил в био логической природе человека, прежде всего в сексуальности. Фрей дистская П. р. активно использовалась в 1920–1940 е гг. крупным этнологом Г. Рохеймом для объяснения содержания архаических верований, ритуалов и мифологии. Начав как последователь идей Фрейда, К.Г. Юнг (1875–1961) вскоре с позиций конституирован ной им «аналитической психологии» развил свою трактовку рели гиозной психической жизни, в которой решающее значение при давалось бессознательному. В 1917 вышла книга «Святое» Р. Отто, немецкого теолога и религиоведа, оказавшая большое влияние на развитие П. р. Согласно Отто, подлинную природу религии обра зует категория святого, иррациональная по своему существу, а серд