* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!%"
ПРОТЕСТАНТИЗМ В РОССИИ
ров первоначальной церкви, утраченных на определенном этапе ис тории. Своеобразие пятидесятников в отличие от баптистов состо ит в мистико индивидуалистическом понимании церкви, которая слагается из личностей, получивших внутренний опыт духовного возрождения и крещенных Святым Духом (наряду с водным кре щением). Все эти постулаты получили дальнейшее развитие нака нуне и после Второй мировой войны в неопротестантских движе ниях, поставивших своей целью объединение всех христиан на ос нове фундаментальной ревизии классического П. с отказом от многих его догматических и этико богословских установок, таких как признание абсолютной греховности человека. Неопротестан тизму свойственно также стремление адаптировать христианство к неевропейским культурам. В результате этого возникли самобыт ные церкви в Азии и Африке. Расколу протестантов в современном мире способствовало также появление в 19 — нач. 20 в. теологиче ского либерализма и модернизма, реакцией на которые стало по явление кон. 19 — нач. 20 в. протестантского фундаментализма.
О.В. Несмиянова, А.М. Семанов
ПРОТЕСТАНТИЗМ В РОССИИ — совокупность протестантских конфессий, получивших распространение на территории России. П. в Р. имеет длительную историю, которую нередко не совсем корректно отсчитывают от ранних самобытных предреформацион ных движений (стригольники, новгородско московская ересь 15– 16 вв.). Первые классические протестанты (лютеране) прибыли в Московское царство из Швеции и Германии в 1520 е гг. При Иване IV Грозном, несмотря на его личное отрицательное отношение к про тестантизму (диспут с лидером чешских братьев Я. Рокитой), в России появляются первые изолированные от православного насе ления общины лютеран (1570 е гг.). В сер. 16 в. развивается широкое реформационное кальвинистское движение в Великом Княжестве Литовском, потерпевшее политическое поражение в ходе Ливон ской войны и вскоре подавленное польскими контрреформаторами (т. наз. Радзивилловская реформация по имени ее лидеров и покро вителей братьев Радзивиллов), а к кон. 16 в. кальвинизм появляется и на севере России. Этому способствовала относительная веротер пимость властей, до кон. 17 в. допускавших для проживавших в России иностранцев свободное исповедание протестантизма, но не католицизма. Однако при строгом, обычно под страхом смертной казни, запрете на миссионерство, сохранившемся и в послепетров скую эпоху, деятельность лютеран и других традиционных проте стантов ограничивалась этническими и конфессиональными рам ками. Так, на территории Российской империи сложились крупные лютеранские церкви Финляндии, Эстонии, Латвии и пр., однако на собственно русских территориях в силу упомянутого запрета про тестантизм широкого распространения не получил. От протестан тизма следует отличать т. наз. духовное христианство (хлысты, скопцы, духоборы), возникшее в России 17 в. и далекое от проте стантских идей, хотя в дальнейшем оно частично сливалось с про тестантами «второй» и «третьей волн» (напр., молокане сблизились с баптистами). С 1780 х гг. в связи с формальным разрешением религиозной иммиграции в Россию со стороны правительства Ека терины II на территории Украины (Новороссии) распространяются