* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!$$
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ной США. Наиболее значительным социально политическим экс периментом пресвитериан явилась теократическая община в Бос тоне, выдвинувшая ряд блестящих лидеров (Д. Уинтроп, Р. Мёзер и К. Мёзер) и сохранявшая свои позиции до сер. 18 в. Современные пресвитерианские церкви автономны, однако, как правило, они име ют общее вероучение и признают в качестве вероисповедного стан дарта символические книги кальвинизма (Вестминстерское испове дание, Каноны Дортского синода, «Гейдельбергский катехизис», Бельгийское исповедание). Часть пресвитериан, начиная с Б. Уор филда, стоит на теологических позициях т. наз. кессатионизма (от англ. cessation — прекращение), т. е. полагает, что полнота духов ных даров церкви была только в апостольскую эпоху и осталась в прошлом. В период Нового времени П. распространилось далеко за пределами англо американского региона. Пресвитерианскую сис тему церковной организации переняли также некоторые деномина ции, не придерживающиеся строго кальвинистской теологии. Часть пресвитериан входит во Всемирный Реформатский альянс, однако собственных глобальных структур у них нет.
О.В. Несмиянова, А.М. Семанов
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia — провидение) — ре лигиозная концепция истории как божественного промысла, пони мание которого лежит за пределами возможностей человеческого разума. В соответствии с П. история в целом и каждое историче ское событие в отдельности являются осуществлением божествен ного замысла и обусловлены волей Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама. В рамках христианской теологии концепция П. вырабатывалась раннехри стианскими апологетами, Отцами Церкви, теологами последующих времен. Первым наиболее полным изложением идей П. стало уче ние Августина об историческом процессе как пути к Царству Бо жьему, являющему собой осуществление Божественного плана (в ра боте «О граде Божьем»). Подобная т. зр. была господствующей во взглядах на общество и перспективы его развития в течение многих веков. Лишь в период Возрождения и позднее, в эпоху Просвеще ния, начинают развиваться альтернативные П. рационалистические воззрения на историю как имманентное осуществление естествен ного закона, разума и т. п. Однако П. получает дальнейшее разви тие в 19 в. в учениях Ж.М. де Местера, Ф. Шлегеля, Л. Ранке, в 20 в. в философии неотомизма (Ж. Маритен), протестантской теологии (Р. Нибур). П. характерен и для ислама, важнейшие идеи которого (предопределение, религиозный фатализм) обосновываются Боже ственным провидением.
Е.С. Элбакян
ПРОЗЕЛИТИЗМ (от греч. proselu´toj — пришелец, переходящий из одной земли, общины, веры в другую; в Новом Завете прозели тами называются язычники, принявшие иудаизм) — деятельность приверженцев определенного вероисповедания, преследующая цель обратить в свою веру лиц иного вероисповедания. П. — специфи ческое свойство монотеистических религий. Присущие им идеи еди нобожия, единственности религиозной истины и универсальности нравственного закона являются основанием и стимулом прозелити