* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!#"
ПРАВОСЛАВИЕ
оживотворяет весь религиозный комплекс. Она возбуждает потреб ность в установлении связи с гипостазированными существами, в воспроизводстве в сознании религиозных образов, в переживании религиозного чувства, в совершении культовых действий (участие в богослужении, молитве, исповеди, медитации и т. д.). Именно вокруг этих потребностей складывается система П. р.: в религиоз ном общении, в религиозном образовании и воспитании, в разра ботке вопросов теологии, в подготовке служителей культа и бого словов, в строительстве богослужебных зданий, в производстве средств культа, в издании религиозной литературы, в поддержании организационной целостности религиозных объединений и пр. П. р. актуализируются в религиозных интересах, которые представляют собой их осознание. Содержание, структура, объем и развитие ре лигиозных интересов соответствуют содержанию, структуре, объ ему и развитию П. р. В религии могут удовлетворяться или нахо дить форму выражения различные нерелигиозные материальные и духовные потребности и интересы — экономические, политические, познавательные, нравственные, эстетические и др.
И.Н. Яблоков
ПРАВОСЛАВИЕ (устоявшийся вариант перевода греч. orqodÒxia, от греч. orqo´j — прямой, правильный и do´xa — мнение) — одна из трех основных христианских конфессий. П. распространено пре имущественно в странах Ближнего Востока, Вост. Европы и на Бал канах, уступает по численности последователей католицизму и про тестантизму. Роль П. (как христианства восточного обряда) воз росла после разделения Римской империи на Западную и Восточную в 395, поскольку уже в 476 Западная Римская империя распалась, а Византия, государственной религией которой стало П., просуще ствовала до 1453, осуществляя религиозную экспансию на Восток. В отличие от западного христианства, где изначально складывался способ единовластного церковного правления, нашедший свое логическое завершение в идеологии папизма (и папоцезаризма), на христианском Востоке преобладал цезарепапизм (позднее оформив шийся в доктрину симфонии властей), а духовная власть в равной степени принадлежала четырем патриархам: константинопольско му, александрийскому, антиохийскому и иерусалимскому. Ослаб ление светской централизованной власти в Византии привело к появлению четырех первых автокефалий (самостоятельных церк вей). Большая часть автокефальных православных церквей (ПЦ) об разовалась лишь в 19–20 вв. Сегодня в мире насчитывается 15 по местных автокефальных 4 автономные православные церкви. Тер мин «ортодоксия» (П.) известен со 2 в. У Климента Александрий ского (2–3 вв.) им обозначается истинная вера и единомыслие всей ' церкви в противовес инакомыслию (' terodo´xia, от греч. eteroj — дру e гой и do´xa — мнение) и разногласию еретиков. Название «право славная» укрепилось за Восточной церковью только после схизмы (раскола) 1054, когда Западная церковь стала называться «католи ческой». До этого времени именование церкви «православной» было редким явлением в патристической литературе, известны всего два документа с таким написанием: рескрипт Епифания Кипрского кон. 4 в. и Житие преподобного Саввы Освященного, датируемое сер. 6 в. Но уже в 842, по случаю окончания в пользу иконопочи