* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПАТРИСТИКА
!"
ПАТРИАРХ (греч. patri£rchj — родоначальник, праотец) — гла ва поместной православной церкви, высший духовный сан в право славии, глава отдельной епархии в католицизме, председатель выс шего коллегиального органа (синедриона) у иудеев (Иудея, 1 в. н. э.). Главы монофизитских церквей — Армянской Апостольской и Копт ской — также имеют в своем наименовании титул «П.». В раннем христианстве П. именовались все епископы, лишь с 4–5 вв. он стал присваиваться главному епископу определенной географической области или города. Первыми пятью П. стали Константинопольский, Римский, Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский. Они были независимы друг от друга и в рамках вверенной им террито рии — патриархата — обладали всей полнотой власти. П. считались равными между собой, что нашло отражение в т. наз. «теории пяти чувств», получившей распространение в сер. 9 в. Суть этой теории заключалась в выстраивании некоторых параллелей между церков ным и человеческим организмами, при этом каждому П. соответ ствовал один из пяти органов чувств. В действительности равенство П. было весьма условным, ибо их положение не было равным. Кон стантинопольский П. считался первым «по чести»; с кон. 6 в. он имел титул «Вселенского П.» и обладал правом созыва Вселенского собора, осуществлял надзор за соблюдением церковных законов и т. д. Естественно, что и территории, находившиеся в ведении раз ных патриархов, не были равными ни количественно, ни качествен но. Так, если Константинопольский патриархат включал в себя 28 богатых и обширных провинций, то Иерусалимский — только 3, при этом довольно бедных. В 9 в. Константинопольский П. Фотий сделал попытку еще больше усилить духовное господство своего патриархата. В 884 он составил специальные постановления о пат риаршей власти, которые вошли в «Эпанагоге» императора Василия Македонянина и его сыновей Льва и Александра. Суть этих поста новлений сводилась к попыткам сделать Константинопольского П. главенствующим над всем христианским миром. Однако «Эпинаго ге» осталась лишь проектом желаемым, но не воплощенным в жизнь. Уже в 9–11 вв. из Константинопольского патриархата выделяются автокефальные православные церкви: Сербская, Болгарская и др. В настоящее время их насчитывается 15; во главе каждой из этих церквей стоит независимый от других П. С утверждением патриар шества в Русской православной церкви ее глава стал называться П. Первым русским П. был Иов, а всего до настоящего времени в Русской православной церкви их было 15. П. Московский и всея Руси, возглавляющий Русскую православную церковь, в соответ ствии с церковным Уставом имеет свой сан пожизненно, подотче тен Поместному и Архиерейскому соборам, управляет церковью совместно со Священным Синодом и представляет ее интересы перед государством, от которого, в соответствии с законодательством, церковь отделена.
Е.С. Элбакян
ПАТРИСТИКА (от лат. patres — отцы; имеются в виду Отцы церкви) — совокупность теологических и религиозно философских сочинений христианских писателей 3–8 вв. Основное содержание этих сочинений — защита христианства, разработка догматики, борьба с дохристианскими верованиями (в т. ч. с иудаизмом) и ере