* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!!&
ПАРСИЗМ
шений П. с локальными церквями, которые, согласно решениям Второго Ватиканского собора (1962–1965) и «Кодекса канониче ского права» (1983), являются единым субъектом коллегиальной вла сти в католицизме.
Ф.Г. Овсиенко
ПАРСИЗМ — зороастризм, исповедуемый парсами, переселив шимися в Индию в 9–10 вв., спасаясь от притеснений со стороны мусульман. Парсы основали в Гуджарате поселение Санджан и, согласно преданию, зажгли в нем священный огонь Аташ Бахрам. Пепел для него доставили из Ирана от аналогичного священного огня, установив тем самым сакральную связь со священными огня ми родной страны. Постепенно парсы научились говорить на языке гуджарати и стали носить индийскую одежду, имеющую неболь шие отличия. Жили они обособленно, очень гордясь своим иран ским происхождением, не допуская иноверцев в свои храмы, счи тая зороастризм наследственной религией. Заботясь об этнокон фессиональной чистоте, они не допускали межконфессиональных браков. Со временем установленные правила приобрели некоторые местные особенности. В нач. 12 в. парсы реформировали календарь, вставив туда 13 й месяц. Поселившись среди индийцев, парсы были вынуждены прекратить жертвоприношения коров и быков, распро страненные в Иране. Возник обычай держать священного быка для получения волосков из его хвоста, используемых для изготовления фильтров (варас), через которые процеживали сок священного напитка — хомы. Быка также использовали для получения ниранга (средства для ритуального очищения, изготавливаемого из мочи бе лых бычков). Церемония инициации получила название «нозул», а посвящение жреца — «навар». Парсы не поощряли близкородст венные браки — хведола. Для разрешения сложных вопросов, ка сающихся соблюдения обрядов и поведения в быту, возникших у зороастрийцев под влиянием культуры гуджаратцев, в Иран направ лялись посланцы из числа мирян (жрецам запрещалось путе шествовать с иноверцами). Священнослужители боялись утратить ритуальную чистоту, путешествуя с иноверцами. С иранскими жре цами поддерживалась переписка по вопросам богослужения. В Гуджарат направлялись рукописи сакральных текстов, продукты для совершения богослужений (хом). Парсы занимались переписью авестийских и пехлевийских рукописей. Для облегчения чтения пех левийские сочинения переписывались авестийским фонетическим письмом — пазеидом. Часть «Авесты» наряду с некоторыми пехле вийскими трактатами была переведена на санскрит. Жизнь парсов в Гуджарате складывалась сложно. На этой территории происходи ли постоянные стычки между войсками мусульманских султанов из Великих Моголов и португальцами, старавшимися создать на побережье свои торговые базы и обратить население в римский католицизм. С кон. 16 в. для общины парсов ненадолго наступила благодатная пора. Император Акбар (1542–1605), очистивший Гуд жарат от португальцев, отменил подушный налог (джизья) с зоро астрийцев и даровал им свободу вероисповедания. Однако вскоре преемник Акбара вновь вернулся к старой системе налогообложе ния. Но, несмотря на эти трудности, община парсов процветала, и отдельные богатые ее представители вкладывали деньги в построй