* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!!"
ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА
как культ святых (см. Святых культ) и иконопочитание имеет в данных конфессиях определенный сакральный смысл и душеспаси тельный характер, однако ни в одной конфессии оно не является столь обязательным, как в исламе, где П. (хаджж) наряду с молит вой и постом считается основой веры. Хаджж, смысл которого в абсолютном послушании Богу и следовании его пророку, хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый здоровый и не нуждающий ся мусульманин, хотя допустимо послать вместо себя заместителя. Хаджж — это П. только в Мекку и только в определенное время (в месяце зу л хиджжа). Однако в исламе, особенно шиитском, как и в христианстве, возможны и другие варианты П., напр. посеще ние мест погребения мучеников.
О.В. Несмиянова, А.М. Семанов
ПАНДИТО ХАМБО ЛАМА, Пандидо Хамбо лама, Бандидо Хамбо лама (санскр. пандита — мудрый, ученый; тиб. кхенпо лама — главный лама) — духовный руководитель российских буд дистов. В 1764 настоятель старейшего в Бурятии Цонгольского да цана (монастыря) Д.Д. Заяев был избран на пост главы всех забай кальских (бурятских) буддистов, став, т. обр., первым П. Х. л. в России. Вплоть до 1946 титул П. Х. л. относился только к лидерам бурятского буддизма. С 1809 и до 1930 х гг. резиденция П. Х. л. на ходилась в Гусиноозерском (Тамчинском) дацане. До сер. 19 в. в сан П. Х. л. возводили с благословения монгольского духовного буддийского лидера (богдо гэгэн). Но в 1853 вышло «Положение о ламайском духовенстве», согласно которому окончательное утверж дение избранного П. Х. л. давал российский император. В «Положе нии» устанавливались пять духовных степеней бурятских буддис тов, во главе которых стоял «первенствующий лама», т. е. П. Х. л. Избираемый (из трех кандидатов) П. Х. л. должен был хорошо знать рус. язык, наблюдать за соблюдением устава «ламайским духовен ством». Лидеры бурятских буддистов вовлекались и в обществен но политическую жизнь Российской империи. Так, в 1913 на празд новании 300 летия царствующего дома Романовых присутствовал 12 й П. Х. л. Д.Д. Итигилов. В 1930 е гг. в ходе репрессий в отноше нии буддийских организаций пост П. Х. л. был упразднен. Однако уже в 1946 создается Центральное духовное управление буддистов (ЦДУБ) СССР, во главе которого ставится председатель с титулом П. Х. л. Резиденцией руководителя буддистов становится построен ный в том же году Иволгинский дацан (недалеко от Улан Удэ). Ре зиденцией П. Х. л. он остается по сей день. Пост П. Х. л. занимали с 1946 Л.Н. Дармаев, Е.Д. Шарапов, Ж. Гомбоев и др. В 1995 сугун дой (собором) настоятелей монастырей и других буддийских деяте лей России 25 й П. Х. л. избирается Дамба Аюшеев (р. 1962). Он сохраняет этот пост и поныне, являясь официальным руководите лем Буддийской традиционной сангхи России (правопреемница ЦДУБ с 1996) и членом Президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ.
С.В. Пахомов
ПАНЕНТЕИЗМ (др. гр. pan en Qe´oj — все в Боге) — религиозно ' философская концепция, согласно которой мир пребывает в Боге, но бытие Бога не сводится к бытию мира, Вселенная пронизана