
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ ! ' вую Ассирийскую церковь Востока, до сих пор литургически не общающуюся ни с одной христианской церковью, кроме уникаль ной по своей истории и самобытной религиозной культуре Мала барской (Христиан апостола Фомы). О. ц. признают догматику не всех семи Вселенских соборов, а только трех первых — Никей ского (325), Константинопольского (381) и Эфесского (431). Термин «древние» в отношении перечисленных религиозных образований хоть и устойчив, но весьма условен, поскольку позволяет лишь мар кировать их в целях отличия от других христианских церквей во сточного обряда: православных (поместных автокефальных и авто номных) и восточнокатолических, к которым относятся: Маронит ская католическая церковь (с 4 в.) и Итало Албанская католическая церковь (с 18 в.), не имеющие аналогий в православии, а также униат ские: Халдейская католическая церковь (с 16 в.), Сиро Малабарская католическая церковь (с 15 в.), Армянская (с 12 в.), Коптская (фор мально с Флорентийского собора 1442), Эфиопская (с 17 в.), Сирий ская (самостоятельная с 1829) католические церкви, Сиро Малан карская католическая церковь (самостоятельная с 1926), Мелькит ская католическая церковь (с 1729), Украинская католическая церковь (с Флорентийской унии 1439, но получила регистрацию только в 1989), Русинская католическая церковь (с 1646), Румын ская (с 18 в.), Греческая (после 1829), Болгарская (с сер. 19 в.), Сло вацкая (с Ужгородской унии 1646), Венгерская (официально с 1912) католические церкви и греко католические общины бывшей Юго славии. О. ц. не являются хранительницами классического монофи зитства константинопольского архимандрита Евтихия (5 в.), по мыс ли которого Иисус Христос — «из двух природ» (k euÕ fÚsewn), а после единения, или воплощения, у него уже одна природа: «met¦ ten ` nwsin − mia fÝsij», и оперируют формулой, встречающейся, напр., во «II послании к Суккенсу» Кирилла Александрийского (5 в.): «еди ` ная природа Бога Слова воплощенная» (mia fÝsij toÝ Qeoà LÒgou sesarkwme´nh). Разумеется, это не значит, что расхождения дохалки донитов с православными сугубо терминологические. Христологии О. ц. (за исключением Армянской апостольской церкви) в наиболь шей степени близка концепция Севира Антиохийского (ум. 542), со гласно которой во Христе наблюдается «единое богомужное дей ` ` ствование» (mia ne´rgeia qeandrik¾`) и «единая сложная природа» (mia fÝsij sÚnqetoj). Логицизм и формализм в богословии привели Севи ра к конструкции моноэнергизма, являющегося, по сути, утончен ной формой монофизитства. Поэтому, хотя в самоназвании неко торых О. ц. фигурирует наименование «ортодоксальная», с т. зр. догматики семи Вселенских соборов, которой придерживаются пра вославные поместные церкви поныне, монофизитские общины пра вославными не являются. О. ц. образуют самостоятельную, четвер тую, христианскую конфессию, наряду с православием, католициз мом и протестантизмом. И.П. Давыдов ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ — вид отношений в духовной сфере общества. Они складываются в соответствии с религиозным сознанием, существуют и реализуются посредством религиозной деятельности. О. р. имеют субъективный план, план сознания, ко торое полагает определенные отношения: 1) людей к гипостазиро