* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ
!'
ция «Ошмарий Чимарий» («Белый мариец — чистый мариец»), куль тивирующая неоязыческие представления и обряды, претендует на роль основного интегратора всего марийского народа и ведущей силы в обретении им культурно национальной автономии; подобную роль пытается играть созданная в 1990 в Удмуртии неоязыческая община «Удмурт Вэсщь» и т. д. Формирование в довольно широком масшта бе славянского Н., а также Н. финно угорских и других народов Рос сии в кон. 20 — нач. 21 в. стало возможным благодаря прочной уко рененности языческих представлений в сознании и менталитете на селения страны. Несмотря на декларируемую половиной населения Российской Федерации принадлежность к православию, примерно такая же часть населения (около 50 %), по данным различных социо логических исследований, является носителем ряда элементов язы ческого сознания. Это элементы веры в магию, колдовство, духов, астрологию и др. Наряду с сохраняющимися и передающимися из поколения в поколение языческими верованиями и представлениями, а также с попытками национального обособления и обращения в связи с этим к прошлому своего этноса, к его корням, что зачастую сопровождается стремлением частично воссоздать на новой основе традиции и элементы его образа жизни, распространению Н. в зна чительной мере способствует желание адептов этого движения про тивостоять ряду таких тенденций в развитии общества, как урбани зация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от приро ды и т. д. Обращение к Н. наблюдается также в результате разо чарования определенной части населения в православии и отхода от него в связи тенденциями бюрократизации церкви, оценкой ее пози ций в обществе как недостаточно самостоятельных в решении ряда социально значимых проблем. Участие в деятельности неоязыческих общин рассматривается также отдельными адептами как форма про тивостояния официальным властям с их тягой к западным ценно стям, как противодействие бездуховности.
Ф.Г. Овсиенко
НОВАЯ ТЕОЛОГИЯ (франц. nouvelle thèologie) — термин, по явившийся во французской католической теологии после Второй мировой войны и обозначающий разнообразные попытки переос мысления теологии с целью очищения ее от устаревших представ лений и приближения к реальным проблемам человека. Философ ской основой Н. т. выступает не столько неотомизм, сколько фе номенология, экзистенциализм, философская антропология, нео позитивизм. Н. т. не представляет собой единой школы; по направ лениям поиска в ней можно выделить две тенденции — первая свя зана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового тео ретического обоснования вероучения, вторая тенденция направле на на теологически аргументированное обновление церковного социального учения. В рамках первой тенденции Н. т. в лице своих ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош, К. Ранер и другие) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную теорию моногенизма, гласящую, что все люди ведут свое начало от одной пары людей — Адама и Евы, а теории эволюции и полигенизма; теологический полигенизм предлагает трактовку Адама и Евы как собирательных образов обо их полов, т. е. человечества, проходившего через различные этапы