* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
!$
НЕОФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ловеческому разуму, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. В этом смысле рациональное познание Н. предстает как своего рода приобщение к божественному разуму. Вплоть до II Ватиканского собора (1962–1965) Н. выступал как единственная официальная философская основа не только теории бытия и тео рии познания, но и католической социальной доктрины. Однако уже на первых сессиях собора многие теологи выступили с крити кой Н., ставшего, по их мнению, тормозом на пути католицизма к обновлению, к использованию других, более дееспособных и со временных философских систем. В результате тот Н., который су ществует ныне и признается официальной церковью, есть только «ассимилирующий Н.», т. е. активно воспринимающий и приспо сабливающий к потребностям католицизма идеи экзистенциализ ма, феноменологии, позитивизма и структурализма.
Ф.Г. Овсиенко
НЕОФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, феноменология религии в новом стиле — направление в западном религиоведении, возник шее в 1970 е гг. как реакция на кризис классической феноменоло гии религии. Его основателем считается профессор Лозаннского ун та (Швейцария) Жак Ваарденбург, который утверждал, что фе номенология религии, сформировавшаяся в период между двумя ми ровыми войнами, «ведет к интеллектуальной путанице, а в своих крайних формах тяготеет к солипсизму». Стремясь преодолеть ме тодологическую противоречивость и теоретическую ограничен ность предшествующих феноменологических концепций, но в то же время сохранить определенную преемственность с ними, Ваар денбург предложил уделить главное внимание исследованию «ин тенций» и «субъективных значений». По его мнению, любой рели гиозный феномен должен пониматься прежде всего как «выраже ние» или «специфическое проявление» человеческих интенций (намерений, устремлений, идеалов, мечтаний, вдохновений и т. п.). Акцент в данном случае переносится с религиозных явлений на че ловеческое сознание и интенции, лежащие в основе религиозных явлений. В таком же ключе решается Ваарденбургом проблема значений религиозных явлений, которая всегда считалась важней шей в феноменологии религии. Он призывает осуществить переход от изучения того, какие значения имеют религиозные явления сами по себе, к изучению того, какие значения они имеют для людей. Изучение «интенций» и «субъективных значений» должно основы ваться на эмпирическом материале. Если в распоряжении исследо вателя имеется достаточный массив данных, прошедших критиче скую проверку, он может сформулировать «гипотетико вероятност ное суждение» о религиозных интенциях и значениях, превали рующих в том или ином обществе, на том или ином этапе его ис торического развития. Ваарденбург особо подчеркивает важность понятия «гипотетико вероятностное суждение», поскольку резуль таты феноменологического исследования религии нуждаются в по стоянном эмпирическом обосновании, уточнении, а иногда и пере смотре. Переход от изучения религиозных явлений самих по себе к изучению «интенций» и «субъективных значений», по мысли Ва арденбурга, делает теорию более операциональной и расширяет гра ницы классической феноменологии религии. Наряду с явлениями,