* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
'&
НАРОДНИКИ О РЕЛИГИИ
ма и содержание народных религиозных памятников соответство вали особенностям массового сознания. 8. Лежащее в основе Н. р. сознание мифологично, оно оперирует не столько понятиями, сколь ко образами, конституирует знание не столько догматическими формулами, сколько сюжетами, нарративными конструкциями. Яр ким памятником индийской Н. р. является «Панчатантра» — собра ние выросших на почве фольклора коротких повестей, притч, новелл, в которых через занимательные повествования раскрыва ется богатый мир народной религиозности. 9. Поскольку в основе формирующего Н. р. типа сознания лежит мифологический образ и сюжет, в ритуале она придает большое значение прецеденту — исходному поведенческому акту. Содержание, сроки отправления большинства обрядов мотивируются принципом следования исход ному образцу — «отеческому завету». Иное рациональное объяс нение может отходить далеко на задний план, забываться, но, не смотря на это, обряды Н. р. будут исправно отправляться. Ритуаль ный консерватизм — характерная черта Н. р. В определенном смысле Н. р. — религия действия, поведенческого акта. 10. Генезис Н. р. связан, как правило, с крестьянской религиозностью, религи озной жизнью сельской местности, поэтому в составе Н. р. сохра няется большой удельный вес представлений и действий, восходя щих к аграрной магии, календарной обрядности. 11. Укорененность Н. р. в семейной среде проявляет себя в высокой религиозной ценности родовых уз, в той важности, которой Н. р. наделяет ро дильную, погребальную обрядность и культ предков. Хотя при реконструкции религиозной жизни народов и культур основное внимание обычно уделяется воссозданию вероучения, культа, ин ститутов «религии элиты», в действительности именно Н. р. форми рует основное русло истории любой этнокультурной традиции.
А.П. Забияко
НАРОДНИКИ О РЕЛИГИИ — представления о религии, полу чившие развитие и распространение среди представителей разно чинской интеллигенции в России вт. пол. 19 в. В рамках идеологии и деятельности народничества существовали два крупных направ ления — революционное, представленное тремя разновидностями — пропагандистским (П.Л. Лавров), анархическим (М.А. Бакунин), за говорщицким, «бланкистским» (П.Н. Ткачев), и либеральное, вид нейшим идеологом которого был Н.К. Михайловский. Мировоззре ние народников в целом можно охарактеризовать как социальный утопизм, который в переходные моменты развития общества не редко отливается в религиозные формы. Народники стремились при близиться к народу, «вжиться» в его жизнь, в то же время не желая реалистически оценить этот народ и общество в целом, констати руя лишь его идеальные образы. Поэтому сознание народничества строилось исходя не из той действительности, каковой она была, а из той, каковой, по мнению народников, она должна была быть. Сознание народничества было противоречивым, включающим в себя различные, порой противоположные, элементы и ценности. Идеология представителей народнической интеллигенции в целом была атеистической. Их атеизм, так же как и атеизм революцион ных демократов, был тесно связан с общесоциологической и поли тической теорией, рассматривающей церковь и шире — религию