* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МОНАШЕСТВО
&'
стороны; затем из числа лучших монахов стали выдвигать священ ников для богослужения исключительно в М., а не для мирян; лишь позднее сложился существующий ныне в Русской православной цер кви обычай возводить почти всех грамотных монахов по выслуге лет в сан иеродиакона и иеромонаха. По правилам IV Вселенского собора (451), монахи были причислены к клиру и подчинены вeдению епархиальных архиереев. М. Византийской империи дели лись на мужские, женские и двойные; женских было меньше, чем мужских. По управлению М. подразделялись на царские, ставропи гиальные, или патриаршие, епархиальные, ктиторские, т. е. частных строителей, харистикарные, или жалованные, и независимые. М. на Западе. Здесь не возникает типичного для Востока пустынножи тельства. Образцом М. западного типа стал М. в Клюни (910), рас положенный в центре Франции. Он выделялся среди других не только многочисленным братством, но и святостью своих настоятелей. С момента основания М. в Клюни тяготел к строгому монастыр скому уставу Бенедикта. Монахи бенедиктинцы давали обет мол чания, и вскоре в М. возник своеобразный язык жестов. Другие М. во многом следовали примеру Клюни. В конце 11 в. появилось еще одно монастырское направление, которое опиралось также на ус тав св. Бенедикта. В 1075 св. Роберт основал новое аббатство при Солемском М. Монахи вели здесь строгую, почти отшельническую жизнь. В 1098 брат Роберт с несколькими монахами перебрался в селение Сито, в Бургундию. Здесь зародился новый монашеский орден цистерцианцев. Третье монашеское течение — картезианство, у истоков которого стоял св. Бруно (1030–1101). Главной его идеей был полный уход от мирской жизни. Он вместе с другими монаха ми решил удалиться от мира. Епископ Гренобля посоветовал им выбрать безлюдную местность Шартрёз (отсюда происходит на звание ордена). Быт картезианских монахов был похож одновре менно на быт отшельников и монастырской братии. В самих аббат ствах они обитали в маленьких кельях, стоявших на отшибе, моли лись, читали, работали. Ужинали картезианцы вместе, но в полном молчании. По воскресеньям и праздникам они не работали, а раз в неделю совершали совместные прогулки. Основы монашеской жизни, заложенные в период раннего Средневековья, действуют и в современных М. восточного и западного типов.
А.Н. Лещинский
МОНАШЕСТВО (от греч. mo´noj — один, одинокий; mona´coj — отшельник) — идеи самоотречения, обособления, удаления от мира ради служения высшим идеалам, Верховному Божеству, которое можно встретить в религиях Древнего Востока (в брахманизме, буд дизме, иудаизме, в египетских культах Сераписа и Изиды), в грече ской философии александрийских неоплатоников, в христианстве. После принятия Миланского эдикта Константина Великого (313), когда с прекращением гонений на христиан началось сближение Церкви с государством и широкими общественными слоями, в среде веру ющих, стремившихся в полной мере следовать идеалам христианства, возникла тенденция к уходу из мира и добровольному мучениче ству. Это привело к новой эпохе и в истории аскетических учений и аскетической практики, ознаменовавшейся формированием в Египте института М., и в частности основных разновидностей монашеской