* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
&&
МОНАСТЫРЬ
ся действиями (коленопреклонение, поклоны, воздеяния рук, крес тное знамение, закрывание глаз и др.), носящими символический характер и выражающими религиозные значения и смыслы. М. служит действенным средством актуализации и закрепления рели гиозности, может быть способом преодоления стрессовых состоя ний, при ее совершении происходит переход от состояния подав ленности к состоянию облегчения. В случае коллективной М. динами ка психологических состояний совершается в процессе непо средственного общения и определяется внушением, заражением, подражанием, сочувствием и пр. Индивидуальная М. воспроизво дит интериоризованные в психологии человека межличные отно шения, просьбы о помощи и удовлетворение просьбы, сообщения о страдании и утешение и т. д. Проговаривание текста М. благодаря коммуникативной функции языка переводит переживания в интер субъективный план, в план общения. Динамика психологических состояний человека, молящегося наедине с собой, происходит в ре зультате воссоздания в сознании межчеловеческих отношений, яв ляется следствием предвосхищения сочувствия, помощи, утешения. В М., особенно индивидуальной, отчетливо проявляется диалоги чность религиозного сознания. Диалог возможен благодаря отра женной субъектности — идеальной представленности в сознании данного человека — «Другого», напр. Бога: в сознании присутству ют Я и «Другой во мне» («Значимый Другой»). Создается возмож ность для внутреннего, развертывающегося в плане сознания раз говора Я со «Значимым Другим»; в этом разговоре предстающие в сознании религиозные образы выступают в качестве символиче ских посредников межчеловеческого общения.
И.Н. Яблоков
МОНАСТЫРЬ (от греч. — уединенное жилище) — форма организации жизни монашеской общины, также комплекс культовых, хозяйственных и других построек, как правило обне сенных стеной, являющийся местом нахождения монашеской об щины. Идея уединения, осуществляемого в тех или иных формах, встречается и в религиях Востока (в брахманизме, буддизме, еги петском культе Сераписа), и греческой философии александрий ской эпохи; но она получила особое значение и достигла исключи тельного развития в христианстве. М. на Востоке. Форма монаше ства киновитная (общежительная). В Верхнем Египте в Таббене (ок. 340) возникло общежитие по уставу Пахомия. Монахи, живу щие вокруг Таббены, составляли несколько монастырей, для кото рых Таббенский М. был главным; во главе каждого монастыря сто ял особый начальник — игумен, который, в свою очередь, подчи нялся начальнику главного М. (игумен, наблюдающий, кроме своего, за другими М., получил впоследствии название superior). Заведова ние доходами и расходами М. лежало на экономе, который также подчинялся эконому Таббены. Впоследствии к этим чинам монас тырского управления присоединились еще многие другие: для над зора за монахами, для заведования церковью и богослужением, для ведения хозяйства; на все должности назначал игумен, который вы бирался братией. Первоначально монастыри не имели отношения к церковной иерархии; монахи не получали священнослужительских чинов и для совершения богослужения приглашали священников со
monasth´rion