* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
&
МИСТЕРИЯ
МИСТЕРИЯ (греч. musth´rion — таинство, тайна; от mu´w — за крывать) — 1. Общее название для существовавших в античном мире тайных, закрытых для непосвященных ритуалов, на которые до пускались лишь избранные. Античные М. были сложным ритуаль ным комплексом, включавшим специальные обряды посвящения, очищения, причащения, молитвы, техники вхождения в особые пси хические состояния (напр., экстаза), а также акты иерофании, тео фании. Многие М. представляли собой театрализованное действо, протекавшее по сложному сценарию, — с переодеванием участни ков в особые одежды, использованием масок, пантомимы, песен, танцев, музыкального сопровождения и других впечатляющих эф фектов. Поскольку каждая М. осуществлялась как закрытое для посторонних священнодействие, античные М. были соотнесены с особыми религиозными сообществами: обычно прошедшие посвя щение члены этих сообществ назывались «мистами», наставники и руководители посвятительных обрядов именовались «мистагогами», а сама инициация обозначалась понятием «мистагогия»; жрец ми стериальных ритуалов назывался по гречески «иерофант» — «явля ющий священное». В последние века до н. э. М. приобретают в греко римском мире огромную популярность. Это в большой степени объяснялось тем, что они в отличие от официальных ритуалов ан тичных государственных религий предлагали своим участникам более индивидуализированные варианты достижения высших рели гиозных целей и приобщали к интенсивному мистически окрашен ному религиозному опыту. Мистериальные сообщества, будучи за крытыми для непосвященных, в то же время допускали в свой со став выходцев из разных социальных групп, что прибавляло им популярности в широких слоях населения. Вследствие эзотеризма античных М. сведения о них весьма скудны и малодостоверны. Из вестно о существовании орфических, гностических М., мистери альных культов греч. богов (напр., Деметры, Афродиты, Диониса) и богов восточного происхождения (напр., Кибелы, Аттиса, Астар ты). Наибольшее распространение имели восходящие к архаиче ским аграрным культам М. Деметры и Диониса, возникшие из куль тов плодородия и материнства, М. Исиды (изначально — древнееги петской богини), а также связанные с военными культами М. Митры. Греко римские М. и раннехристианский культ имели немало об щих черт (идея избранничества, посвятительные обряды крещения, очистительные ритуалы, совпадение дат отправления основных праздников и др.). Античные М. и христианство рекрутировали основную массу своих приверженцев из простолюдинов. По этим и иным причинам происходило совмещение некоторых ритуальных сторон М. и христианства. Хотя идеологи ранней христианской церк ви непримиримо боролись с античными М., некоторые их элемен ты проникли и закрепились в христианской обрядности, а затем оказали заметное влияние на европейскую культуру, особенно Зап. Европы. 2. В религиоведении понятие «М.» используется не только для обозначения тайных священнодействий религий греко римско го мира, но также в широком смысле применительно к другим ри туалам, отличительными чертами которых являются: а) эзотериче ский, скрытый от глаз непосвященных характер священнодействия; б) наличие тайной доктрины, построенной прежде всего на мисти ке; в) принцип избранничества религиозного как условия причаст