* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МЕТЕМПСИХОЗ
%#
делах географических регионов. Общественное значение М. п. — величина непостоянная, популярность святыни может меняться во времени. Поэтому формы ареалов разновременных территориаль но культовых комплексов могут совпадать, увеличиваться или уменьшаться и даже наслаиваться друг на друга при одновремен ном существовании в регионе разных религий. Характерно, что при смене религиозных систем наблюдалась преемственность М. п. Это объясняется тем, что хозяйственная деятельность населе ния была связана с одними и теми же зонами рационального (тра диционного) природопользования, где строго определенные места играли постоянную роль центрирующих объектов. Во многих религиях распространено паломничество к М. п. В исламе практи куется хаджж в Мекку; в христианстве — посещение Иерусалима; в буддизме — паломничество к озеру Манасаравар (Тибет) и пр. Кроме обязательного (предписанного) посещения святынь миро вого уровня широко развито паломничество к региональным, об ластным и др. М. п. с разными целями, в т. ч. и оздоровительными. Считается, что исцеляющая сила сконцентрирована в каком либо объекте М. п. или равномерно распространена по всей его терри тории. Паломник помимо положенных обрядовых действий совер шает простые физиотерапевтические процедуры (питье минераль ной воды, купание, лежание в горячем песке и др.) или осуществ ляет контактное взаимодействие с объектами М. п.: прижимание к деревьям, скатывание по гладким участкам скал, вкладывание болящих частей тела в естественные и искусственные отверстия и углубления и пр., надеясь на исцеление.
В.Л. Огудин
МЕТЕМПСИХОЗ, метемпсихоза (греч. mete´myucwseij — переоду шевление, переселение душ) — учение о переселении душ из одно го тела в другое (человека, животного, растения, иногда — неоду шевленного предмета), происходящее в момент смерти и зависящее от совершаемых в жизни поступков. В основе М. лежат древние представления о душе, существующей во всех предметах и явлени ях окружающего мира и время от времени покидающей их. Термин «М.» является греческим и впервые встречается у Диодора Сици лийского (1 в. до н. э.), затем у Галена, Александра Афродисийско го, широко употребляется неоплатониками, само же учение полу чило наибольшее развитие в учениях орфиков и пифагорейцев, религиозно философских системах Древнего Египта и Древней Индии. Учение о переселении душ характерно для многих далеких друг от друга фольклорных традиций Востока и Запада. При этом различаются М., происходящий по воле случая, и М., в основе ко торого лежит этический принцип. В индийских религиях (буддиз ме, индуизме, брахманизме) учение о переселении душ тесно свя зано с понятиями дхармы и кармы и предполагает оценку всех доб родетелей и грехов человека. От этого зависит, в какое тело переселится его душа. В буддизме благоприятным считается только переселение в человека. Этический аспект М. приобретает и у Платона, который рассматривает его как нравственное воздаяние. Вегетарианство и отказ от кровавых жертвоприношений являются практическими следствиями теории М.
Е.С. Элбакян