* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
%
МАХДИ
овощи яркой и светлой окраски); к концу жизни «слушателям» пред писывалось стать «избранниками». Все последователи М. должны были соблюдать следующие этические нормы: не убивать, не лгать, не пить вина, не стремиться к мирским благам, соблюдать религиоз ные праздники и обряды. Изображения Бога в М. не было; культ был несложным: богослужение сводилось к чтению молитв и пению псал мов и гимнов, — музыке придавалось особое значение. Большая роль в очищении души отводилась постам, — в день поста от верующего отлетают очищенные светлые частицы в царство Света. Главный праздник — праздник Бема (греч. — алтарь) в память о Мани. М. как таковое перестало существовать в 13 в. — во многом из за преследо ваний со стороны зороастризма, языческого Рима, зап. и вост. хри стианства и ислама, а также из за акцентирования аскезы и отказа от мирских благ.
З.А. Тажуризина
МАХДИ (араб. — ведомый истинным путем, ведомый Богом, также ал махди ал мунтазар — ожидаемый мессия) — провозвест ник близкого конца света, последний преемник Пророка Мухамма да, который должен появиться накануне второго пришествия Иису са Христа в конце времен. В некоторых интерпретациях образ М. сливался с образом Иисуса, впоследствии стали преобладать пред ставления о М. как о самостоятельной фигуре, облеченной миссией финальной реставрации веры перед концом времен. Кроме того, в различные периоды истории ислама М. понимался обобщенно как обновитель веры (муджаддид), призванный восстановить изначаль ную чистоту ислама. Концепция М. наиболее разработана в шииз ме, где М. идентифицируется с последним скрытым имамом (ал имам ал каим).
И.Л. Алексеев
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ, криш наиты — религиозное движение, основанное в 1966 в США индий ским религиозным деятелем и теологом А. Ч. Бхактиведантой Сва ми (1896–1977). Последователи данного движения причисляют себя к бенгальской ветви вишнуизма — одному из течений индуизма, для которого характерно почитание Бога Вишну. Формирование вероучения кришнаизма связано с воззрениями религиозного ре форматора Чайтаньи (1480–1534), согласно которым Кришна явля ется первым и изначальным воплощением личности Бога — Бхага вана. Пение имени Кришны провозглашается самым действенным и доступным способом постижения Бога и самоосознания. Главная священная книга — «Бхагавадгита», составляющая часть шестой книги «Махабхараты» — эпического произведения Древней Индии. «Бхагавадгита» содержит наставления Кришны своему другу Ард жуне. Однако более всего почитается не санскритский текст «Бха гавадгиты», а комментарии к этой книге, написанные на англ. языке Прабхупадой уже в наше время и озаглавленные «Бхагавадгита как она есть». Согласно теологии М. О. С. К., у Бога — бесконечное количество имен, но наиболее точным является имя «Кришна», означающее «Привлекательный». Кришна привлекает буквально всех — от зверей до пастухов, и это есть наиболее точное опреде ление Бога. «Поэтому, — по словам Шрилы Прабхупады, — «если Богу и можно дать какое то определенное имя, то этим именем долж