* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
$$
МАЗХАБ
мен, боги которых находились в таком же противостоянии, как и люди, и вели незримую битву на уровне идей. Последователи М. почитали собственных ахур и дэвов одновременно, рассматривая последних в качестве ландшафтных божеств. Общественные бого служения проводились в зависимости от сезона года на открытом воздухе или в доме главы родовой общины. Древние иранцы пре кратили хоронить своих покойников в земле, как это делали их индоиранские предки, и стали выставлять умерших в пустынных местах на съедение зверям и птицам. Души умерших попадали в подземное царство Йимы (ведический Яма), которого почитали как первого умершего человека, бывшего первым царем на земле и став шего верховным богом загробного мира. В повседневных ритуалах жрецы использовали огонь, представлявший осязаемое и зримое про явление Аши (Истины) в земном мире. Божествам в качестве жер твоприношения забивали скот и совершали возлияния наркотиче ским напитком хаомой. В сер. I тыс. до н. э. М. в Иране как народ ная форма религии соединился с зороастризмом и стал одной из наиболее известных его разновидностей.
В.Л. Огудин
МАЗХАБ (араб. — путь) — технический термин, широко исполь зуемый во всех областях исламской религиозной науки — богосло вии, фикхе, философии, хадисоведении, суфизме. В общем значе нии М. — школа, направление мысли. В специальном и наиболее устоявшемся значении М. — богословско правовая школа, толк или направление фикха. На сегодняшний день этим термином прежде всего обозначаются четыре суннитские богословско правовые шко лы — ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты, а также шиит ский М. ал джафарийа (джафариты), являющийся в настоящее вре мя государственной правовой системой Ирана. Различия в методо логии между суннитскими М. относятся в основном к области решения частных прикладных вопросов и не носят принципиально го характера, что дает возможность правоверным признавать все четыре М. Особо выделяются джафариты, опирающиеся на шиит скую догматику, вводящую в вероисповедное кредо учение об имамате.
И.Л. Алексеев
МАЛИКИТЫ (аль маликийа) — последователи одного из четы рех основных суннитских мазхабов, названного по имени его ос нователя Малика ибн Анаса (713–795). Основные методологические принципы М. изложены в сочинении Малика ибн Анаса «ал Муват та» и в комментариях к нему, а также в переработках этого тру да — «ал Мудаввана» и «ал Мудаввана ал кубра», созданных не сколькими поколениями маликитских факихов. Учение М. воз никло в Медине, затем быстро распространилось в Аравии, Египте, Сев. Африке и ал Андалусе. М. ориентируются преимущественно на нормативную и правоприменительную практику раннего ислама периода мединской общины. Главным источником правовых норм являются Коран и Сунна, которая рассматривается как продолже ние Корана. Хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммада, при знаются полностью и не подлежат никакой интерпретации. В до полнение к Корану и Сунне, объединяемым понятием насс — «текст», привлекаются сведения о коллективном опыте мединской