* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
-ËЛАО ЦЗЫ (Престарелый мудрец, Престарелый младенец) — древ некитайский философ, которому приписывается авторство на клас сический даосский философский трактат «Дао Дэ цзин». Современ ная наука подвергает сомнению историчность Л. ц., тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым древнекит. историком Сыма Цянем (2 в. до н. э.) в «Ши цзи», Л. ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай цзы) жил в 6–5 вв. до н. э. в царстве Чу. Служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, Л. ц. предпринял путешествие на Запад. На пограничной за ставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь цзы) Л. ц. напи сал «Дао Дэ цзин», в котором изложил свое учение. Позднее лич ность Л. ц. была мифологизирована. При династии Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) он объявляется воплощением Дао, существовавшим изна чально, «прежде Неба и Земли», и начинает почитаться как высшее даосское божество — Лао цзюнь (Престарелый государь, Государь Лао). Возникает учение о его многочисленных воплощениях как мудрого наставника государей древности, в т. ч. мифического Жел того императора (Хуан ди). Культ Л. ц. характерен для всех направ лений даосизма, а вера в то, что Л. ц. даровал откровение магу Чжан Даолину (2 в.) и назначил его и его потомков своими наместниками на земле, лежит в основе религиозной доктрины школы Чжэнъи [Дао]. В период проникновения в Китай буддизма получила распростране ние доктрина «хуа ху» («просвещение варваров»), согласно которой буддизм возник вследствие проповеди прибывшего в Индию Л. ц. По одной из легенд, он даже оплодотворил мать царевича Сиддхартхи — будущего Будды Шакьямуни. По видимому, доктрина «хуа ху» воз никла в буддийских кругах и использовалась в пропедевтически про пагастических целях, затем по мере усиления позиций буддизма была забыта в среде своего возникновения и воспринята даосами как оружие против буддистов. Позднее в даосских школах, склонявших ся к синкретизму, идея «хуа ху» воспринималась как указание на единый (даосский) источник двух учений. В Средние века Л. ц. было приписано авторство на значительное число канонических текстов «Дао цзана».
Е.А. Торчинов
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — группа на правлений протестантской мысли 19–20 вв., иногда отождествляе мая с модернизмом (что не вполне строго, поскольку модернист