* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#
КУЛЬТ КАК ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
сохраняются некоторые объекты поклонения. Образ Кришны дает богатую пищу различным видам индийских искусств. Жизни и под вигам Кришны посвящаются особые театрализованные мистерии кришналила, иначе раслила, исполняемые обычно в день рождения божества, который приурочен к 8 му дню темной половины месяца бхадрапад (авг.–сент.). В Сев. Индии его также особо почитают в весенний новогодний праздник холи. К. в виде некоторых направ лений, в том числе Международного общества сознания Кришны, получил распространение и в современных зап. странах.
Н.Г. Краснодембская
КУЛЬТ КАК ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (лат. cultus — почитание, поклонение божеству, священным предметам, местам и связанные с этим обряды) — в нач. — сер. 20 в. термин «К.» широко используется для обозначения определенного типа религиозных групп. В протестантской теологии К. фактически наделяются всеми признаками сект и характеризуются как обособленные группы, существенно отклоняющиеся от основополагающих вероучительных доктрин ортодоксального христианства. В качестве характерной черты К. можно назвать провозглашение и почитание его основате ля в качестве божества или Мессии, принесшего в мир новое, един ственно истинное учение. В социологии религии представления о К. как типе религиозных объединений разрабатывались М. Вебером и Э. Трельчем. Вебер рассматривал К. как антирационалистические, мистические разновидности религиозных образований. Трельч до полняет предложенную Вебером классификацию «церковь — секта» третьим типом религиозных организаций — К., под которыми он по нимает протестантские мистические группы. В работах американ ского социолога религии Г. Беккера К. определяются как аморфный, слабо структурированный тип религиозных групп, последователи ко торых характеризуются личностными экстатическими переживания ми, гипертрофированной верой в спасение, телесное и душевное исцеление. Английский социолог религии Дж. Йингер считает К. не большие, часто имеющие локальное распространение, «недолговеч ные» группы, возглавляемые харизматическим лидером. Дж. Нельсон, английский исследователь новых религиозных движений, видит раз личие между сектами и К. в том, что если секты заявляют о своем стремлении усовершенствовать религиозную традицию, в недрах ко торой они зародились, то К. такую традицию отвергают. Для таких движений не важна преемственность с существующими религиями, они не ищут в такой преемственности своей легитимизации. В оте чественной религиоведческой литературе и социологии религии тер мин «К.» применяется для обозначения достаточно различных обра зований. Это может быть малая религиозная группа, без жесткой иерархической структуры, возглавляемая харизматическим лидером. В то же время к К. относятся группы, члены которых объединены чисто духовными отношениями и не связаны с группой организаци онно, дисциплиной, обязательствами. Примерами таких К. могут слу жить спиритуализм, движение Трансцендентальной медитации. В публикациях оппонентов новых религиозных движений термин «К.» наполняется негативным содержанием, используется в словосочета ниях «деструктивные и тоталитарные К.».
И.Я. Кантеров