* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КРИШНАИЗМ
#
зию: по ту сторону практического разума этот анализ обнаружи вает действие инстинктов, выражение страха и желания, зло памятство и волю слабых. В основе К. р. в ее современных вариан тах лежит кризис монотеизма, осознание того, что «отныне мы не способны учредить такую форму моральной жизни, которая была бы простым подчинением предписаниям чужой воли, даже если это — высшая воля, выступающая в качестве воли божественной» (Рикёр П.). Социологический анализ свидетельствует, что в совре менном плюралистическом и индивидуализированном обществе ре лигия не способна обеспечивать его единство и выполнять функ цию медиума общественной коммуникации (Н. Луман). Однако в постсовременном обществе, перед лицом торжествующего потре бительства и масскульта, когда религия становится товаром, выно симым с учетом спроса на рынок, в условиях ее фундаменталист ского окостенения и использования в качестве инструмента мани пулирования сознанием К. р. выполняет конструктивную функцию защиты того наследия, в котором запечатлен религиозный опыт ре шения экзистенциальных проблем, духовно практического освое ния жизненного мира.
В.И. Гараджа
КРИШНАИЗМ — одно из крупнейших ответвлений в индуиз ме, в рамках вишнуизма, адепты которого признают для себя глав ным божеством воплощение Вишну в образе Кришны. К. имеет опре деленное своеобразие в догматике и формах культовой практики. Становление К. приходится на кон. I и нач. II тыс. н. э. и связано с заметным влиянием южноиндийских традиций, тогда как позже это течение получило популярность во многих регионах Индии, вклю чая ее запад, восток и север. Священным текстом для кришнаитов служит «Бхагавата пурана», создание которой относят к 9–10 вв. н. э. К особенностям культа можно отнести явно выраженные экс татический и эротический аспекты. В К. важное значение имеет понятие бхакти — эмоциональной преданности божеству, которая может осуществиться в чувстве родительской любви (к Кришне младенцу), в желании и страсти к божеству как к возлюбленному, в абсолютной преданности адепта своему Господу и т. п. проявле ниях. В некоторых сравнительно поздних ответвлениях К. особое значение приобретает образ возлюбленной пастушки Кришны — Радхи, или Радхики (ср., напр., Чайтанья). Из форм богослужения, принятых в индуизме, в К. особенно популярны бесчисленные по вторения имен божества (джапа), музыкальные формы славосло вий (киртаны) — при этом наиболее магически действенным счита ется их коллективное исполнение, а также песнопения в сопровож дении музыкальных инструментов (бхаджаны), которые должны сконцентрировать мысль верующего на объекте поклонения и уста новить непосредственную эмоциональную связь адепта с божеством. Обычными эпитетами Кришны являются Бхагаван и Хари. В Орис се этот бог почитается под именем Джаганнатха. Священными для кришнаитов и популярными для паломничества являются города Дварка (иначе Дварака, Дварика, Дваравати), находящийся в штате Гуджарат на берегу Аравийского залива, Гокул и Матхура — в штате Уттар Прадеш, на р. Джамне, а также местность Вриндаван в тех же краях. С ними связано множество событий жизни Кришны, там