* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КОНФУЦИЙ
!'
к власти Дэн Сяопина и сменой политического курса образ Кон фуция и К. были вновь вовлечены в дискуссии о путях историче ского развития Китая, росте экономики и благосостояния населе ния. Во главу угла был поставлен развитый в конфуцианских сочи нениях принцип «сяо канн» («общество малого благоденствия», «общество средней зажиточности»), согласно которому общество должно избегать крайностей бедности и расточительности. Целью реформ является общество «сяо кан», в котором преобладающее место занимает средний класс. В построении такой социальной модели современные китайские реформаторы видят одну из важ нейших целей создания «социализма с китайской спецификой». В сопредельных с КНР странах, исторически связанных с К. (Юж. Корея, Япония, Тайвань, Сингапур и др.), конфуцианские идеи также широко используются в политических программах, социаль но экономических моделях, что дает основание многим политичес ким лидерам этих стран говорить об успешном строительстве «кон фуцианского капитализма». В нынешнем Китае повсеместно дей ствуют «храмы Конфуция» («Кун мяо», их иное название — «храмы культуры», «вэнь мяо»), конфуцианские организации (напр., Фонд Конфуция, Международная Конфуцианская ассоциация и др.). В соседних странах также существуют влиятельные конфуцианские организации (напр., на Тайване — фонд «Конфуций — Мэн цзы»). В России существует Русский Конфуцианский фонд, входящий в Международную Конфуцианскую ассоциацию. Деятельность этой организации направлена прежде всего на исследование К., развитие научных, культурных связей со странами конфуцианской культу ры. Несмотря на значительные трансформации традиционных об ществ Дальнего Востока и Юго Вост. Азии, К. сумело не потерять уважение народа и при поддержке мощных политических и обще ственных сил активно наращивает в нач. 21 в. свой потенциал в качестве азиатского ответа на «западную» модель общественной жизни. В современных условиях К. играет роль системообразую щего начала «конфуцианской цивилизации», противостоящей в гео политическом масштабе «христианской цивилизации», «исламской цивилизации» и иным религиозно обусловленным цивилизационным типам.
А.П. Забияко
КОНФУЦИЙ (латинизированная форма кит. имени Кун фу цзы, Кун цзы, «Учитель Кун», Кун Цю, Кун Чжунни; 551–479 до н. э.) — великий китайский мыслитель, внесший огромный вклад в китай скую философию, этику, политическую мысль и определивший сво ей личностью нормативные китайские представления о совершен ном человеке; основоположник конфуцианства. К. родился в царст ве Лу в аристократической, но обедневшей семье, принадлежащей к роду Кун. Его отец, военачальник Шулян Хэ, на склоне лет, в возрасте ок. 65 лет, женился третьим браком на шестнадцатилетней девушке Янь Чжэнцзай, чтобы обрести сына. Согласно китайской традиции, младенец, которого нарекли именем Цю, от рождения имел явный признак великой судьбы — теменную вмятину, а его появлению на свет сопутствовали разные чудесные знамения. Ког да К. было около трех лет, отец умер, мать была вынуждена вос питывать ребенка при очень малом достатке. В детстве К. был при