
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
! КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО ет подворье Афонского Пантелеймонова монастыря при храме Свя щенномученика Никиты за Яузой. Общая численность последо вателей К. п. ц. в мире составляет 3 млн человек. С 1991 К. п. ц. возглавляет Патриарх Варфоломей. Его полный титул — Святей ший архиепископ Константинополя — Нового Рима, Вселенский Патриарх. Богослужения в большинстве епархий Константинополь ской патриархии совершаются по григорианскому календарю (по «новому стилю»). Монастыри Афона и некоторые приходы Париж ской русской архиепископии пользуются юлианским календарем («старым стилем»). Однако богослужения пасхального цикла все пра вославные церкви совершают в одни и те же дни; исключение со ставляет Финляндская церковь, празднующая Пасху одновременно с христианами Запада. В храмах Константинопольского патриарха та богослужения ведутся на греч. языке, а в эмигрантских епархиях (русских, украинских, карпаторосских и др.) — на церковно сла вянском и национальных языках, в т. ч. на основных западных. В Финляндской церкви служат на финском и карельском языках. С 1965 К. п. ц. частично восстановила отношения с Римско католи ческой церковью. В настоящее время К. п. ц. продолжает поддер живать братские отношения с другими православными церквями, в т. ч. и с Русской православной церковью. Вселенский патриарх Вар фоломей посетил Русскую православную церковь в качестве гостя в 1993. Однако в связи с распадом СССР эти отношения осложни лись. В Русской православной церкви наметилась тенденция децент рализации. Во вновь созданных республиках (таких, как Эстония, Молдавия, Украина) среди части православного духовенства появи лось стремление отделиться от Московской Патриархии. Вселен ский патриарх пытается поддерживать их. А.Н. Лещинский, Л.А. Лещинский КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ (КЛЕРИКАЛЬНОЕ) ГОСУДАРСТВО — государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными при вилегиями. В К. г. религия законодательно признана в качестве офи циальной идеологии, а соответствующая ей религиозная организа ция (церковь, духовное управление и т. д.) принимает участие в ре шении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной си стемы образования и воспитания, пользуется исключительным при оритетом и поддержкой государства, содержится за его счет. Про цесс тесной интеграции религии и государства начался в Римской империи и продолжился в Средние века. Он сопровождался возник новением и укреплением привилегий духовенства как сословия со своими законами и судами. Высшие церковные иерархи участвова ли в управлении государством, церковь обладала монополией на об разование, епископы, клир и монастыри были наделены админист ративной властью на определенных территориях. Однако, с другой стороны, это приводило к реальной зависимости церкви от свет ской власти. Взаимная интеграция религии (церкви) и государства всегда сопровождалась злоупотреблениями правами церковной вла сти и использованием религии в политических целях, что в 19 в. получило название «клерикализм». В настоящее время К. г. делятся на два типа: религиозные государства, включая теократии, и госу