* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
$
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ
рой власть в государстве находится в руках главы церкви и духо венства. Примером К. может служить введение в 16 в. Ж. Кальви ном жесткой религиозной регламентации личной и общественной жизни для граждан города государства Женевы, подчинение всей общественной жизни нормам шариата в ряде современных мусуль манских государств и др. Во многих странах К. в настоящее время не ограничивается использованием церкви и ее разветвленного аппарата; он располагает своими политическими партиями, борю щимися за власть в государстве, а также профсоюзными, молодеж ными, женскими и другими организациями. Начиная с 80 х гг. 20 в. содержание понятия «К.» постепенно расширяется, и в настоящее время под К. обычно понимается любая форма политической ак тивности верующих, священнослужителей, религиозных объедине ний и религиозно политических движений. Подверглось за послед ние годы изменениям и оценочное определение «К.» — от одно значно отрицательного до выделения в нем позитивного и негатив ного аспектов. С позитивным аспектом К. связываются выступле ния под религиозными лозунгами демократических движений, ста вящих своей целью достижение определенных социально полити ческих задач, с негативным — требования усиления роли церкви в политической и духовной жизни общества (обязательного религи озного воспитания детей, введения в школах преподавания религии и теологии в государственных вузах, должностей капелланов в армии и т. д.). Т. обр., в целом под К. сегодня понимают процессы, при которых религия выступает в качестве инструмента для обоснова ния тех либо иных ценностей и идеалов в политической борьбе. С феноменом включения в содержание К. всякой социально поли тической деятельности верующих и духовенства связано нередкое, но неправомерное отождествление К. с самой религией, с мировоз зрением верующих, в большинстве своем выступающих против под чинения общественной жизни (политика, культура, образование и т. п.) церкви, что, по существу, расходится с К.
Ф.Г. Овсиенко
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ (от лат. congregatio — союз, соеди нение) — одно из течений в кальвинизме, возникших в Англии во вт. пол. 16 в. как радикально либеральное направление в пурита низме. Наиболее видным из основателей К. является Р. Браун, по этому часто употребляется и др. название этого направления в про тестантизме — браунизм. Браун, критикуя англиканскую церковь (ок. 1580), высказал революционную идею о возвращении к просто те церковной жизни апостольского времени. Во время Английской буржуазной революции 17 в. конгрегационалисты объединились в политическую партию и стали называться индепендентами. В основу концепции К. был положен принцип неприятия англиканской фор мы церковной жизни. Благодаря этому К. выработал характерную для него систему существования религиозных общин — независи мость каждой конкретной общины верующих от светских властей и полная их самостоятельность. Каждая община конгрегационали стов автономна, своим главой считает непосредственно Иисуса Христа, и сама для себя определяет формы культа и Символ веры, выбирает руководителей, пастора, принимает и исключает членов, не признавая над собой верховенства пресвитерии, как у пресвите