* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
"
КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
тельной нормы. Принятие К. выступало в раннехристианских об щинах условием членства. Переход от К. к доктринальной разра ботке вероучения намечается в «Деяниях апостолов» в речах Пет ра. В современной теологии понятие «К.» получило широкое рас пространение и переосмысление благодаря концепции демифо логизации протестантского теолога Р. Бультмана. Бультман, разде лявший многие идеи философии экзистенциализма, понимал под К. «возвещение», доносящее до человека непреходящую суть христи анского вероучения. К., которая пребывает вне истории и соотне сена с экзистенциальными основаниями бытия, противопоставлена Бультманом христианскому «мифу» — той части христианства, которая повествует об «историческом Иисусе» и несет на себе от печаток исторически обусловленных, преходящих форм. Сложив шаяся в 20 в. «керигматическая теология» акцентирует в понятии «К.» значения живой, пережитой как личный опыт вести об Иисусе Христе, спасительного знания, противополагая К. схоластической теологии.
А.П. Забияко
КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — одна из древних автокефальных православных церквей. Ее формирование связано с распространением христианства на о. Кипр в ранний период его истории. Уже в «Деяниях апостолов» (Деян. 11:19; 13:4–12) упомина ется деятельность апостолов Павла и Варнавы, проповедовавших на Кипре христианское учение. Варнава за проповедь в синагоге был побит иудеями камнями и скончался в мучениях в 57. К сер. 1 в. о в считался полностью христианизированным. Одним из первых цер ковных центров христианства на Кипре был город Саламин. Уже в период античного христианства кипрская община (церковь) и ее иерархия принимали деятельное участие в формировании христиан ской церкви, ее учения и культовой практики. На документах, утвержденных на первых семи Вселенских соборах, стоят подписи и кипрских епископов. Они выступали как поборники иконопочи тания, продолжали христианскую проповедь среди оставшихся языч ников о ва и боролись против распространения во 2 в. учения гно стиков. Ряд епископов стали известными христианскими писателями и богословами. В ранний период своей истории церковь самоутвер дилась как автокефальная, а III Вселенский собор (431) подтвердил одним из своих правил ее автокефалию. Окончательно же она была утверждена на V (553) и VI (680–681) Вселенских соборах. В К. п. ц. нашло распространение отшельничество и общежительное монаше ство. Во время нашествия на о в арабов центр церкви вместе с бе жавшим греческим населением переходит в византийскую провин цию Геллеспонт в г. Новая Юстиниана. Но в 747 киприоты возвра тились на о в. Однако название центра прежнего пребывания церкви сохранилось в титуле ее предстоятеля: «Блаженнейший Архиепис коп Новой Юстинианы и всего Кипра». В 12–13 вв. во время Кре стовых походов Кипр пережил нашествие крестоносцев католиков. В результате притеснения ими православных киприотов К. п. ц. была организационно разрушена. Военно монашеские ордены утвердили на острове свою католическую иерархию; православное архиепис копство было упразднено. Имущество епископов, монастырей и хра мов отошло к католикам. После рукоположения местный православ