* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАРМА
дователей приняло христианство или иудаизм, либо провозглашает себя сторонниками «личной» религии, либо проявляет религиозную индифферентность.
В.С. Глаголев
КАРМА (санскр. karman — действие, от глагольного корня kç — делать) — одно из важнейших понятий духовной культуры Индии, означающее закон нравственного воздаяния за те или иные поступ ки. К. передает ощущение неизбежности последствий любых дея ний индивида, будь то в физической, вербальной или ментальной сферах. Эти последствия деяний, совершенных индивидом в одной жизни, выражаются в виде определенных «плодов», созревающих в следующих его жизнях. За редким исключением (школа Локаята), «закон К.» признается всеми религиозно философскими движения ми Индии. Понятие «К.» развивается в эпоху брахманизма на ос нове обобщения размышлений о ритуальной деятельности (также называющейся «К.»): предполагалось, что совершение ритуала не только производит эффект в настоящем, но и формирует особую потенцию, реализуемую в будущем, причем реализация этой по тенции во многом зависит от качества исполненного ритуала. С другой стороны, источником идеи К. выступает ранневедическое понятие естественного космического закона — риты. Впервые в раз работанной форме учение о К., тесно связанное с учением о сан саре и о реинкарнации, появляется в ранних упанишадах. Именно в них К. начинает обозначать особый надличностный закон при чинно следственной зависимости, имеющей нравственный характер. Многое из того, что связано с индивидом — его характер, соци альный статус, попадание в тот или иной разряд живых существ, физический облик, даже сама судьба. — обусловлено К. Есть бла гая, неблагая и нейтральная (неопределенная) К. Первая разновид ность К. в целом означает счастливую жизнь индивида, обуслов ленную благими поступками, которые он совершил в своих про шлых жизнях. Благая К. выражается в том, что человек рождается в благородной и знатной семье, долго живет, пользуется всеобщим уважением и т. д. Неблагая К., соответственно, отражает несчаст ливую, бедственную жизнь индивида, к которой его привели нега тивные поступки в прошлом. Нейтральная К. не приводит к суще ственному изменению новой жизни по сравнению с предыдущей. С т. зр. проблемы спасения любая К., даже позитивная, представля ет собой несвободное существование, поскольку она не выпускает индивида из сансары. Поэтому выход за пределы любой К. стано вится основной задачей человека, стремящегося к освобождению (мокша). Подобное стремление предполагает отказ от создания новой К. и уничтожение («выжигание») оставшихся кармических потен ций. К. производится только в мире людей. Божества, которые тоже подчиняются закону К., а также существа более низких уделов, чем человеческий, растрачивают («избывают») последствия своих былых кармических поступков, с тем чтобы впоследствии пере воплотиться в статусе человека. В этом смысле К. отменяет пред ставление о вечности мук или райских утех, считая их временными состояниями. Фундаментальной причиной К. упанишады, а вслед за ними и ортодоксальные учения, считают неведение индивида отно сительно своего истинного «я» (Атман) и тождества этого «я» с ми