
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАРАИМОВ РЕЛИГИЯ посредника между Богом и людьми, Анан подчеркивал, что «суббо та для человека, а не человек для субботы; поэтому сын человече ский есть господин и субботы». Последователи Анана создали ка раимскую церковь со священнослужителями (газзанами), особым культовым зданием (кенаса), ветхозаветными религиозными празд никами. Среди последних — Пурим, Пасха, Пятидесятница, Недава, Новый год (от сотворения мира), Киппур (пост), Суккот. Все праз дники начинаются вечером дня, предшествующего указанному в календаре караимских праздников. До 1917 в России было более 20 кенас (в настоящее время богослужение проводится в Евпато рии, в Тракае и в Харькове). Здания кенас ориентированы с севера на юг и представляют в плане базилику с двускатной крышей. Во внутреннем пространстве выделяется преддверие, большой молель ный зал, алтарная часть, зарешеченный балкон для женщин (куда ведет отдельный вход). Предметом особого почитания являются спис ки Пятикнижия Моисеева (Торы), выполненные квадратным древ неевр. шрифтом на старокараимском языке. Богослужение в кара имской общине поручалось тому, кто хорошо знал Тору, молит венный ритуал и имел нравственный авторитет среди единоверцев. Официальное утверждение газзана государственной администраци ей имело в данном случае второстепенное значение. Богослужение совершалось два раза в сутки: утром и вечером. Считалось, что оно должно начинаться с восходом и заходом солнца; но реально время утреннего богослужения сдвигалось на более позднее: оно начина лось в восемь или девять часов утра. Молитвы, состоящие преиму щественно из псалмов Давида, пелись речитативом на разные напе вы, причем первую половину стиха произносил газзан, а вторую — хором — молящиеся. Помимо этого читались стихи из первой гла вы Книги Бытия, относящиеся к данному дню недели (в порядке сотворения мира); места из Писания, где воспеваются всемогуще ство и премудрость Бога. В праздничные дни (в т. ч. и в субботу) в утренних молитвах читались из Пятикнижия места, касающиеся значения данного праздника и правил поведения, с ним связанных (в т. ч. и напоминания о жертвоприношениях к тому или иному празднику). Взамен проповеди каждый день утром и вечером чита лись небольшие отрывки из Второзакония (4: 4–9; 11: 13–21). В осо бо торжественные дни исполнялись гимны. В праздничные дни и в субботу число читаемых псалмов и др. мест из Писания увеличи валось. В эти же дни исполнялись духовные песни как караимских, так и некоторых раввинистских поэтов. Хотя первые погребения караимов в Крыму датируются временем до появления на полуост рове мусульман, крымские татары, обращенные в ислам, стали до минирующим окружением для последователей К. р. Это укрепило элементы религиозно культурного уклада народа, общие с ислами зированным населением (идея единобожия, обычай поднимать на войлоке избранного Гахана — духовного руководителя, обязатель ность омовения, содержание гаремов богатыми караимами и др.). В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению ке нас и возрождению в них богослужебной деятельности. Однако фак тический распад этноконфессиональных общин караимов сопро вождается увеличением среди них числа смешанных браков; это усиливает ассимиляцию и наряду с секуляризационными процесса ми способствует отмиранию К. р. Большинство ее бывших после