
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КАРАИМОВ РЕЛИГИЯ иудаизма, христианства и ислама; 2) религиозно культурные тради ции, воспринятые караимами от ислама и исламизированных наро дов Ближнего Востока, Турции и ханского Крыма. На территории Российской империи районами компактного проживания и актив ной религиозной жизни караимов были Евпатория и Чуфт Кале (в Крыму), Трокай (Литва), а также Галич (Зап. Украина). Этногра фы полагают, что два последних центра сложились в 13–14 вв. в результате переселения караимов из Крыма. Религиоведы, выступа ющие с позиций трактовки К. р. как иудаистской секты, умаляют значение доисламского, тюркского и исламского элементов в этой религиозной системе. Их позиция подвергается систематической критике авторами, утверждающими этнокультурную дистанциро ванность караимов от иудаизма (С.М. Шапшал, А.И. и Ю.А. Пол кановы, М.Э. Хафуз и др.). Корни верований первого «пласта» К. р. связаны с тюркской группой алтайской семьи народов (древ некараимский язык принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков). Они включают поклонение Тенри (Тенгри), мольбы о нис послании дождя, культ солнца, священных дубов и т. д. Традиции погребальной тризны (айач ичмек — пить из кубка), скачек с при зами, обычай сходить с коня у могил правителей также свиде тельства тюркского происхождения древних верований караимов. Второй «пласт» К. р. связан с реформой Анана, отрицавшего рели гиозное значение Талмуда первоначально в среде правоверных иуде ев; затем это учение получило распространение среди хазар и др. тюрок Хазарского каганата, в т. ч. и караев, проживавших на тер ритории этого государства в 8–11 вв. Учение Анана признало в качестве единственной священной книги Ветхий Завет, придавало особое значение его десяти заповедям, призывало почитать проро ков Моисея, Иисуса Христа и Мухаммада. Оно предприняло, т. обр., попытку синтезировать ветхозаветный иудаизм с двумя мировыми религиями, исторически и идейно связанными с ним, в этом каче стве оно ориентировалось на круги, неудовлетворенные догмати ческой строгостью, обрядоверием и ригоризмом требований, предъявлявшихся духовенством к правоверным иудеям, христианам и мусульманам. Почитание Ветхого Завета и особенно его десяти заповедей сочетается в учении Анана с правом аллегорического и индивидуального истолкования Торы. Утверждение веры в загроб ную жизнь, проповедь аскетического идеала бедности, любви к ближнему, а также отказ придавать обрядам и таинствам осново полагающее значение для поведения верующего связаны в реформе Анана с идеями первоначального христианства. Особое место заня ла одиннадцатая, по существу, заповедь — благотворительности и милосердия, сыгравшая большую роль во взаимной поддержке чле нов религиозной общины. Признание Моисея и Иисуса Христа — наряду с Мухаммадом — пророками свидетельствует о влиянии ис лама на учение Анана. Он разделял также представления о метем психозе, широко распространенные в Древней Индии, Иране, сре ди пифагорейцев и др. С идеей бессмертия души связывалась зави симость судьбы человека от его поведения в земной жизни, утверждалась личная ответственность за все, что происходит и произойдет с человеком. Отсюда следовало требование непрерыв ного морального самосовершенствования на основе самостоятель ного изучения (Ветхого Завета). Отрицая статус духовенства как