* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
'"
ИУДАИЗМ В РОССИИ
ские идеи И. получили развитие в трудах немецко еврейских иссле дователей Ф. Розенцвейга и М. Бубера. Трагедия еврейства во Вто рой мировой войне дала импульс дружественным контактам и диа логу И. с христианским миром. Вместе с тем процессы эмансипации евреев, а также политический сионизм привели к ослаблению влия ния И. Специалисты полагают, что сегодня в мире среда тяготеющих к иудейской традиции насчитывает 13–14 млн человек (в США, Из раиле, странах СНГ, Зап. Европе, Канаде и др.). Считается, что после разрушения Храма и вплоть до прихода Мессии единого центра И. не существует.
В.Л. Вихнович
ИУДАИЗМ В РОССИИ — первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах колониях на северных берегах Черного моря датируются 1 в. н. э. В 8 в. иудаизм становит ся государственной религией Хазарского царства со значительным славянским населением между Волгой и Днепром. Ко времени кре щения Руси в Киеве и других городах уже существовали славяно язычные иудейские общины смешанного этнического происхожде ния. В частности, летопись сообщает об участии «хазарских иуде ев» в «испытании вер» князем Владимиром. Однако и после принятия христианства на Руси продолжали существовать иудейские общи ны. Возможно, что с такой древней традицией связано возникно вение в кон. 15 в. в Новгороде, а затем в Москве ереси жидовству ющих, обвинявшихся в отрицании христианского культа. После по давления ереси иудеям был запрещен въезд в Московское царство. На землях бывшей Киевской Руси, вошедших в состав Польско Литовского государства, иудейские общины в кон. 15 — нач. 16 в. были ассимилированы переселившимися из Германии евреями аш кеназами и усвоили принесенный ими язык идиш (еврейско немец кий). В 16 в. Польско Литовское государство становится средото чием иудейской религиозной учености, и там формируются орга ны общинного самоуправления (кагалы), во главе которых стояли раввины и даяны (религиозные судьи). В 18 в. среди иудейских об щин Зап. Украины возникает новое мощное движение — хасидизм, против которого выступили представители традиционной талмуди ческой учености. После разделов Польши в кон. 18 в. восточные владения королевства с многочисленным еврейским населением были включены в состав Российской империи. До этого правительство, сохраняя традиции Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. На перешед ших в христианство ограничения не распространялись. После пе рехода под власть России при Екатерине II иудеи стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. С 1795 законодательно оформилась черта оседлости евреев, точнее «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Украина, Ново россия), за пределы которой иудеи не имели права свободно выез жать и селиться. В 1802 в начале царствования Александра I с не гласного разрешения властей создается Санкт Петербургская иудей ская религиозная община; дозволялось, правда по особым раз решениям, посещать внутренние губернии иудеям промышленни кам, купцам, художникам и ремесленникам. Запрещались преследо вания хасидов. В 1817 было запрещено обвинять иудеев на основа