* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
'
ИУДАИЗМ
ется суть «археологии субъекта» — основной проблемной области Чикагской школы. В современном религиоведении И. р. — стабиль но развивающаяся, насыщенная теоретическими исканиями и дис куссиями область исследования.
А.П. Забияко
ИУДАИЗМ — древнейшая монотеистическая религия, возникшая на Древнем Востоке как национальная религия семитоязычного древ нееврейского народа во II тыс. до н. э. и впоследствии ставшая осно вой особой еврейской цивилизации, объединяющей различные эт нографические группы иудеев. Название происходит от евр. слова «йехуда» («призванный восхвалять Бога»). Традиция иудейского ве роучения изложена в Священном Писании И., именуемом иудеями Танах (в христианской традиции — Ветхий Завет, Библия). Главным и незыблемым принципом веры в И. является признание единого Бога. Имя Всевышнего по законам И. нельзя писать полностью, поэтому оно пишется с пропуском буквы. Это выражается в молитве: «Слу шай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един». По еврейски эта мо литва обозначается словом «Шма» («Слушай»). Более детально осно вополагающие идеи И. изложены в десяти заповедях, дарованных, согласно традиции, Богом на горе Синай через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом Израиля по имени внука патриарха Авраама — Иакова Израиля (13 в. до н. э.). Этими заповедями закреплялся особый договор — завет — между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту «избранным», т. е. «первообладателем» священного учения — Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить Слово Божие всем народам земли. Пер вые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и человека: 1. Я, Господь твой, который вывел тебя из земли Египта. 2. Да не будет у тебя других богов. 3. Не произноси имени Бога всуе. 4. Помни день субботний. Остальные шесть — отношениям людей между со бой. 5. Почитай отца и мать. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не желай ничего, что у ближнего твоего. В И. считаются абсолютно неразделимыми любовь к Богу и любовь к человеку как творению Бога. Это относится не только к евреям; избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении. И. допускает большую свободу мыс ли в толковании и осмыслении общих положений вероучения. Пер вый, библейский период становления и развития религиозной систе мы И. закончился к 5 в. до н. э. Тогда же был окончательно завершен состав Танаха. Согласно иудейской традиции, его канонические тексты делятся на три большие группы: Тора (Пятикнижие Моисея), Кетубим (Писания) и Небиим (Пророки). Тексты Торы охватывают события от сотворения Богом мира до дарования избранному народу десяти заповедей через пророка Моисея. В них также содержится детальное изложение религиозного законодательства о праздниках, обрядах и предписаниях о пище (законы кашрута). Книги Писаний повествуют об истории Израильского царства, о строительстве ца рем Соломоном Храма, ставшего центром И., в его столице Иеруса лиме. Там также сообщается о бедствиях народа, наказываемого Богом за грехи, о разрушении вавилонянами в 6 в. Храма и уводе еврейского населения в плен. Ряд Писаний носят поэтический и нра воучительный характер. Книги Пророков содержат поучения про