* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИСЛАМ В РОССИИ
&!
становится государственной религией Золотой Орды. При этом Русь, находившаяся в вассальном подчинении у монголо татар, сохрани ла религиозную и культурную самостоятельность. Борьба Руси с владычеством Золотой Орды не носила религиозного характера и определялась прежде всего политическими интересами. Отношения Российского государства с мусульманами, вошедшими в русское подданство в 16–17 вв., развивались неоднозначно. С одной сторо ны, ислам и его религиозные учреждения в России никогда не были официально запрещены, однако переход в православие не только всячески приветствовался, но и признавался делом государствен ной важности. Начиная с 14 в. десятки выходцев из татаро монголь ской знати активно поступали на русскую службу, получая после принятия православия все права, присущие родам русской аристо кратии. В составе русского дворянства прослеживается несколько сот фамилий тюркского происхождения — Юсуповы, Тенишевы, Урусовы и многие другие, представители которых сыграли выдаю щуюся роль в политической, военной и культурной истории Рос сии. Значительная часть тюрко татарской знати служила России, сохраняя мусульманское вероисповедание. В этом случае ее пред ставителям разрешалось владеть родовыми землями, выплачивалось жалованье, но не разрешалось владеть православными крестьяна ми. Распространение ислама на Сев. Кавказе проходило несколько позже, чем в других регионах, вошедших впоследствии в состав Российской империи. До 15 в. сколько нибудь заметный уровень исламизации населения можно отметить лишь в Дагестане. В 16 в. благодаря мусульманским проповедникам из Дагестана ислам про никает в Чечню, а позднее в Ингушетию. В 15–17 вв. в результате военной экспансии Османской империи и Крымского ханства были частично исламизированы народы Черноморского побережья Кав каза. Позднее ислам распространяется среди адыгейских народов. В 17–19 вв. ислам проникает к осетинам, карачаевцам и балкарцам. Значительную роль в распространении ислама на территории, во шедшей впоследствии в состав России, сыграли суфийские брат ства: накшбандийа и кадирийа на Кавказе, накшбандийа и йасавийа, а также на более раннем этапе кубравийа в Средней Азии, Казах стане и Поволжье. В 18 в. политика Российского государства по отношению к исламу и мусульманам была не вполне последователь ной. В целом законодательство первых русских императоров и им ператриц сдерживало распространение влияния ислама. Ограничи валось строительство новых мечетей, всячески поощрялись пере ход мусульман в православие и миссионерская деятельность среди мусульман православного духовенства, а попытки возврата из пра вославия в ислам жестко пресекались. Политика веротерпимости начала проводиться в России в царствование Екатерины Великой, что стимулировалось внешнеполитическими событиями того вре мени — первым разделом Польши и Русско турецкой войной 1768– 1774. После присоединения к Российскому государству Крыма и Кубани Екатерина II в своем манифесте 8 апр. 1783 пообещала му сульманам Тавриды «охранять и защищать их лица, храмы и при родную веру, коей свободное отправление со всеми законными об рядами пребудет неприкосновенно». Признание религиозной авто номии мусульман сопровождалось все более усиливавшимся стрем лением к интеграции мусульманской общины, прежде всего ее со